.d-md-none .d-lg-block bibimot

Hệ thống chương trình điện tử (EPS) trên ô tô - nó là gì và các tính năng của hệ thống

Hệ thống chương trình điện tử (EPS) trên ô tô - nó là gì và các tính năng của hệ thống
Большинство современных автомобилей оборудуется системами, облегчающими управление машиной и повышающими безопасность передвижения. При этом электроника «дополнительно» расширяет функциональные возможности транспортного средства. Electronic Program Stability – одна из наиболее распространенных систем.


Что такое EPS


Ее нельзя физически пощупать руками – речь идет о специальном программном обеспечении, в которое входят две небольшие системы ABS и ASR. Первая из них препятствует блокировке колес при экстренном торможении, чтобы у водителя оставалась возможность управления автомобилем. Вторая (она включает в себя все возможности ABS) предотвращает пробуксовку. Одновременно система регулирует работу силового агрегата. Т. е. ASR воздействует и на двигатель, и на тормозную систему.

Контрольная лампа ESP в VW Polo. Фото: Youtube. com


Когда EPS появилась


Впервые курсовую стабилизацию стала применять на своих машинах компания Honda с 1990 года. Система всего лишь дополняла уже известную тогда ABS. Новшество пришлось впору и скоро большинство автопроизводителей стали оснащать свои машины EPS. Система постоянно совершенствовалась, но наибольших успехов добился концерн Mercedes-Benz, впервые опробовав программу на модели CL600. С тех пор EPS входит в базовую комплектацию всех «Мерседес» С-класса (и не только).

Mercedes CL600. Фото: Youtube. com


Как действует EPS


В систему входят датчики, информирующие о состоянии дорожного покрытия, числе оборотов двигателя и скорости. Также система подключена к электрическому усилителю руля. Электронная программа связана с ходовой частью авто и его силовой установкой, чтобы стабилизировать движение машины в различных дорожных ситуациях.

Работа системы заключается в воздействии на одно или оба ведущих колеса путем торможения. При необходимости автоматически уменьшается количество топливной смеси, подаваемой в цилиндры (в результате снижаются обороты, падает скорость авто). Работа двигателя корректируется посредством ЭБУ, выполняющего функции темпомата (поддержка постоянной скорости – круиз-контроль) и электронной педали газа. Система, попутно учитывая данные от рулевого усилителя, стабилизирует движение машины при прямолинейном перемещении, вхождении в поворот, маневрировании. В конечном итоге EPS удерживает автомобиль в пределах траектории, заданной водителем.

Система начинает работать с самого начала движения и действует на всех скоростях. EPS получает данные о количестве оборотов каждого колеса (не только ведущих) и вычисляет теоретическую скорость транспортного средства. По функциональности она напоминает ту же ASR, но есть отличия, заключающиеся в использовании дополнительных датчиков, которые:

  • ✅ вычисляют угол поворота руля
  • ✅ определяют положение педали акселератора
  • ✅ «узнают» все о поведении автомобиля – его движение вокруг вертикальной оси, поперечное ускорение и количество оборотов колес


Подробнее о работе системы


Если ESP, считав информацию с датчиков, «увидит», что поведение машины не соответствует желанию водителя, то ситуация будет определена, как неконтролируемая. Основываясь на полученных данных об ускорении в поперечном направлении и числе оборотов движка, EPS делает расчеты о силах, стремящихся вывести авто с заданной траектории. Далее программа «разрабатывает» способы выхода из опасной ситуации. Т. е. подтормаживает одно или несколько колес, уменьшает (если это необходимо) крутящий момент двигателя, прикрывая дроссельную заслонку. А еще дает команду электронному блоку автоматической коробки, чтобы она не переходила на пониженную передачу. Когда автомобиль вернется на «свою» траекторию, воздействие на двигатель, тормоза и руль прекращается. На «все про все» уходит 20 миллисекунд.

Как EPS борется с заносами заднего моста и потерей управляемости


В сложившейся ситуации начинает тормозить переднее левое колесо, идущее по наружному радиусу и оба задних. Это дает возможность быстрого выхода из бокового заноса. Одновременно уменьшаются обороты двигателя, колеса начинают вращаться медленнее.

Зимний занос. Фото: Youtube. com


Отключение системы


Необходимость в этом может возникнуть по разным причинам. Вот некоторые из них:

  • ✅ поездка по сложной дороге – глубокому снегу, песку, льду, траве
  • ✅ вытаскивание автомобиля, застрявшего в кювете или где-либо еще
  • ✅ при тестировании машины на стендах в профильных техцентрах
  • ✅ при установке колес разного диаметра


Оснащение системами безопасности серийных авто


В Западной Европе это взято за правило. Практически все выпускаемые с конвейера машины оснащены системами безопасности. Что касается России, до 2011 года программой динамической устойчивости оборудовались далеко не все марки транспортных средств. С 2016 года электронный контроль стабильности стал обязательным для автобусов, прицепной техники, любых видов коммерческих машин.

Что дает подключение EPS


Помимо обеспечения безопасности движения и вывода автомобиля из аварийных ситуаций, наличие системы дает и другие плюсы:

  • ✅ уменьшение расхода горючего, вызванного падением энергетических затрат на работу рулевого усилителя
  • ✅ возможность самостоятельного изменения штатных настроек EPS водителем (имеется в виду снижение либо повышение чувствительности датчиков к маневрам)


Система может устанавливаться на любых марках автомобильной техники, вне зависимости от ее предназначения.


Особенности использования EPS


Система достаточно надежна, и каких-либо действий со стороны водителя в ходе эксплуатации не требует. Но, как и любое иное электронное устройство, имеет свои слабости. Одна из возможных проблем – сбой программы. При его возникновении загорается контрольная лампа на приборной панели.

EPS спасает не всегда и на крутых иномарках. Фото: Youtube. com


В гаражных условиях понять, чем вызван сбой ПО и восстановить нормальное его функционирование очень сложно – потребуется специальная диагностическая аппаратура. Лучший вариант – обратиться в профильный сервис. Налаживание программы не занимает много времени. Самостоятельные попытки ремонта могут привести к еще большим проблемам и, как следствие, увеличенным финансовым затратам в будущем. Но если вы уверены в своих силах, можно для начала сбросить ошибки EPS. Ниже рассказывается, как это сделать на примере Honda Accord:

  • ✅ выключите зажигание, найдите диагностический разъем и замкните (скрепкой, проволочкой и т. п.) контакты 4 и 9
  • ✅ рулевое колесо поверните влево до конца и удерживайте его в данном положении
  • ✅ включите зажигание – лампа EPS загорится и через 4 секунды погаснет
  • ✅ отпустите руль, чтобы он вернулся в среднее положение, спустя те же 4 сек., аварийный сигнал вновь будет светиться
  • ✅ повторите процедуру №2 и №4
  • ✅ когда руль окажется в среднем положении, сигнализатор EPS мигнет пару раз, свидетельствуя о том, что память обнулилась

Остается только выключить зажигание и вытащить перемычку из разъема – ошибки сброшены.


Можно ли постоянно надеяться на ESP?


Система помогает отрегулировать курсовую устойчивость авто, исправляет некоторые ошибки водителя и выводит машину из ситуаций, связанных с заносами, скольжением и низким качеством дорожного покрытия. Но не стоит забывать, что EPS – не панацея от всех бед, она не может полностью исключить ДТП. Например, программа не гарантирует безопасность при малом радиусе поворота на высокой скорости. Поэтому нужно внимательно оценивать дорожную обстановку и прежде всего рассчитывать на собственные силы и опыт.

tác giả:

Ảnh sử dụng: https://youtube.com

Ваше авто оснащено ESP?

Bỏ phiếu!

Chúng tôi đang trong Chúng tôi đang ở Yandex Zen
Genesis GV70 - khiến "người Đức" cao cấp lo lắngTổ tiên của dự án "Cortege" - GAZ-31029 NAMI

Tàu du lịch ba tầng "Rus the Great"

Tàu du lịch ba tầng "Rus the Great"

Con tàu có động cơ “Tướng N.F. Vatutin” đã trở thành ký ức về hợp tác thương mại giữa Liên Xô và CHDC Đức. Hơn mười năm trước nó đã được chuyển đổi thành một tàu du lịch...
  • 338