.d-md-none .d-lg-block bibimot

Mi-38 - qua "gai ra sao"?

Mi-38 - qua "gai ra sao"?
Один из секретов долгожительства Ми-8 заключается в особенностях его проектирования. Вертолет разрабатывался на перспективу и представлял из себя как бы базу для будущих моделей. Например, если посмотреть на первые фото геликоптера, можно увидеть только один двигатель, хотя в будущем их стало два. Ми-8 пользовался огромным спросом (его современные модификации востребованы и сегодня), был выпущен в количестве более 12 тыс. экземпляров, поставлялся в 100 стран. Можно точно сказать: у половины государств мира имеется этот вертолет. Однако ничто не «вечно под Луной» – со временем стало ясно, что Ми-8 нужна замена.


Первый проект Ми-38 появился еще в 1981-м. Макет советской машины показали на авиасалоне в Ле-Бурже в 1989 году. Созданием нового летательного аппарата занимались сразу несколько организаций: компании «Евромиль» (Казанский вертолетный завод, МВЗ им. Миля, плюс, госпредприятие им. Климова по выпуску двигателей) и «Еврокоптер». Изначально проектировали просто усовершенствованный Ми-8. Но стало ясно, что получился совсем новый вертолет, которому в 1983 присвоили индекс Ми-38.

Первые успехи и продолжение работы


Окончательно облик машины сложился к 1990-му году. Если сравнивать с первым проектом Ми-8М, то изменения заметны сразу. Это увеличение максимального взлетного веса с 14 тыс. до 14,5 тыс. кг. Грузоподъемность поднялась до 5 тыс. кг. В 1991-м общественности показали новый макет Ми-38. В отличие от Ми-8 новая машина брала на борт больше груза в 1,8 раз, а топлива расходовала меньше на 70 %.

Ми-38 – через «тернии к звездам»?В пиксельной раскраске – версия для военных. Фото: YouTube.com

Всего предполагалось построить несколько версий, летательного аппарата, предназначенных для:

✅ перевозки пассажиров «эконом» и «бизнес» классом
✅ транспортировки грузов внутри и на внешней подвеске
✅ использования в санитарном варианте
✅ спасательно-поисковых операций
✅ военных (в дальнейшем это модель Ми-38Т)

Еще один макет, выполненный в натуральную величину, показали в следующем году на Мосаэрошоу. В 1993-м приступили к сборке пары опытных экземпляров.

VIP-версия Ми-38 куплена компанией Газпромбанк Лизинг (на выставке HeliRussia 2020). Фото: YouTube.com

Доработанный вариант макета продемонстрировали в 1995-м.

Первые «удары» и дальнейшие работы


Первоначально планировали поставить импортный движок Pratt & Whitney Canada PW-127T/S. Однако первый опытный вертолет, названный ОП-1, оснастили российскими моторами от завода им. Климова. Вторую машину укомплектовали зарубежными агрегатами. В 1997-м климовцы из-за сложного финансового положения отказались участвовать в проекте. А дальше – пошло-поехало: СП по производству вертолета покинула компания «Еврокоптер». Создатели машины были вынуждены полностью переориентироваться на канадские моторы.

Фирма Pratt & Whitney Canada передала российской стороне пару движков безвозмездно, рассчитывая в дальнейшем на солидные заказы. Однако в 2009-м прекратила сотрудничество с РФ и на Ми-38 снова стали устанавливать российские ТВ7-117В, изначально предназначенные для Ил-114.

Вплоть до 1999-го года продолжалась постройка опытных моделей, предназначенных для испытаний на земле и динамических проверок. В 2001-м протестировали лопасти, выполненные из переплетенных композитных материалов. Для этого использовали вертолет-лабораторию Ми-17. И, наконец, в 2003-м состоялся первый полет Ми-38, длившийся шесть минут. Вторую опытную модель ОП-2 подняли в воздух только конце 2010-го.

В 2012 году Ми-38 в своем классе установил мировой рекорд по высоте – 9000 м. Фото: YouTube.com

Но оставим пока «хождения по мукам» вертолета и обратимся к его техническим характеристикам, конструктивным особенностям:

✅ диаметры основного и рулевого винта – 21,1 и 3,84 м
✅ chiều dài, chiều rộng, chiều cao - 25,22, 4,5 và 5,56 m
✅ вес пустого и максимально загруженного – 8,3 и 15,6 т
✅ мощность силовой установки ТВ7-117В либо PW-127T/S – 2х2500 л. с.
✅ tốc độ trung bình và cao nhất - 275 và 285 km / h
✅ максимальная дальность – 1350 км
✅ trần bay - lên tới 5,2 km

Экипаж машины включает двух пилотов (возможен вариант с одним). Ми-38 берет на борт 32 человека или 5 т груза (на подвеске 6 т). Ми-8 вмещает 26 пассажиров и 4 т груза. У «тридцать восьмого» солидный внутренний полезный объем в 29,5 куб. м, в котором разместили туалет, буфет. А сиденья в салоне пассажирской версии расположены с шагом 0,75 м, как в самолетах.

Оборудование


На машине устанавливалось современное бортовое электронное оснащение, произведенное в России (компания «Транзас Авиация») – комплекс ИБКО-38. Оборудование дает возможность летать ночью, днем, в плохую погоду, т. е. при любой видимости в автоматическом режиме. За состоянием узлов машины и полетом пилот может наблюдать через пять дисплеев диагональю 12,1”. Карту местности в «цифре» показывает российский локатор 38А-813. Также в комплект приборов включена система дублирования с GPS и ГЛОНАСС.

Панель приборов напоминает набор компьютеров. Фото: YouTube.com

Оборудование ТТА-12Н предупреждает о критическом снижении. Опционально предлагается монитор отображения информации на лобовом стекле. При этом БРЭО ИБКО-38 унифицирована с предшествующим комплексом ИБКВ-17, устанавливаемым на модификациях Ми-8 – например, Ми-17. Это облегчает переучивание экипажа.

Động cơ mới


ТВС7-117 по сравнению с предыдущей моделью ТВ3-117 более совершенен, экономичен. Но есть нюанс: турбинные лопатки предшественника не требуют охлаждения, как в новом моторе. А ведь это система, состоящая из небольших каналов, в которых циркулирует холодный воздух, нагнетаемый компрессором. Подобные «ходы» имеют «привычку» забиваться отложениями в виде пыли и песка. Это и объясняет «живучесть» старого движка, не боявшегося никаких пустынь, за что и любят Ми-8 покупатели из жарких стран.

С двигателями у Ми-38 – постоянные проблемы. Фото: YouTube.com

Чтобы устранить этот минус, ТВС7-117 будут оснащаться пылевой защитой. Но на сегодня эти двигатель нельзя назвать совершенным: он еще нуждаются в доводках.

đối thủ cạnh tranh


Из зарубежных аналогов такого же среднего класса с Ми-38 можно сравнить разве что Airbus Helicopters H225 (Франция), поднимающий 5,5 т. Однако внутренний объем у него меньше – 15 кубометров. Есть, конечно AgustaWestland AW101, поднимающий 5,5 т. Но, во-первых, это уже тяжелый класс машин, а во-вторых, у него три двигателя.

Ближайший конкурент Ми-38 – AIRBUS H225. Фото: YouTube.com

У американцев – Sikorsky CH-53 Sea Stallion. Но он настолько дорогой, что вопрос о его покупке для коммерческих целей и не ставится. Версия Sikorsky CH-53E Super Stallion, способная нести 13,5 тонн, также относится к тяжелой группе и оснащена тремя моторами. А если взглянуть на «одноклассника» Ми-38 из США – средний вертолет Sikorsky S-92, то его грузоподъемность и вовсе 1,86 т.

Экономическая составляющая Ми-38


Здесь с первого взгляда сплошные плюсы. Например, все машины подобного класса пилотирует экипаж из двух человек. Ми-38 при условии использования российского БРЭО и панорамной кабины (тоже изготавливаемой в РФ), может управлять и один пилот. Экономичный расход топлива и большая дальность полета (если взять 800 км) гарантируют стоимость тонно-километра в 7 раз меньше по сравнению с Ми-8.

Подготовка к очередным испытаниям в Архангельске (2022 год). Фото: YouTube.com

То же самое можно сказать о цене часа эксплуатации: только здесь разница в пользу Ми-38 составляет 50 %. Стоимость нового вертолета – до 17 млн. долларов (как обещает производитель), импортных аналогов – не менее 20 млн., а Ми-8 – 14,75 млн. «зеленых».

Из последних известий о Ми-38


На форуме «Армия-2022» гендиректор «Рособоронэкспорта» А. Михеев подтвердил заключение договора на поставку Ми-38. Соглашение было подписано еще в 2019-м и предусматривало закупку 15-ти машин. Однако рыночный анализ востребованности Ми-38 радужным не назовешь: совершенствованием, продвижением вертолета почти никто не занимается, если не считать регулярное участие в авиасалонах. На сегодня аппарат имеет только сертификат на грузовые перевозки. К тому же конкуренты, представившие Ми-171А3, не дремлют.

tác giả:

Ảnh sử dụng: https://youtube.com

Cảm nhận của bạn về Mi-38 như thế nào?

Bỏ phiếu!

Chúng tôi đang trong Chúng tôi đang ở Yandex Zen
Những chiếc trực thăng có sức nâng lớn nhất thế giớiMáy bay trực thăng siêu tốc - dự án và thực tế

Orbitron - “người lạ” lạc lối trong thời gian

Orbitron - “người lạ” lạc lối trong thời gian

Chiếc xe tương lai này là hiện thân của thời đại mới và những giải pháp mang tính khái niệm táo bạo gắn liền với nó. Không được công nhận, anh ấy thực sự chìm vào quên lãng, nhưng...
  • 180