bắt đầu
Очевидно, что за базу был взят Як-12, произведенный в далеком 1946-м году. Но от него конструкторы позаимствовали разве что аэродинамическую схему подкосного высокоплана. Работы по проекту начались в 1988-м. Цель – создание универсального самолета с комфортным салоном и эргономичным рабочим местом пилота.
Предшественник Як-112 – Як-12. Фото: YouTube.com
Машина предназначалась для перевозки трех пассажиров, тренировок и обучения будущих летчиков, патрулирования и участия в операциях МЧС. В небо первый раз аппарат поднялся с аэродрома завода в Смоленске осенью 1992-го.
Что особенного в конструкции
Бросается в глаза просторная кабина с панорамным остеклением, высокое расположение крыльев еще больше улучшает обзор. Шасси – неубирающееся, трехопорное. Допускается установка лыж либо поплавков. Особенность Як-112 – возможность эксплуатации на грунтовых полосах.
Кабина просторная, шасси – с обтекателями. Фото: YouTube.com
Этому способствуют пневматические амортизаторы на шасси. Чтобы взлететь, достаточно набрать скорость в 125 км/ч. Понадобится ВПП длиной до 350 м, а для посадки хватит и 230 м. Крыло – двухлонжеронное, состоит из четырнадцати нервюр. Для удобства пилота и пассажиров предусмотрены двери с обоих сторон.
Động cơ
Прототип с бортовым номером «001» оторвался от земли с силовым агрегатом IO-360-ES от компании Teledyne Continental Motors. Анализ полетов показал: машине не хватает энерговооруженности в 210 л. с.
Взлет возможен с неподготовленных площадок. Фото: YouTube.com
Производство Як-112 перенесли в Иркутск. Тамошние специалисты усовершенствовали летательный аппарат, установив на него двигатель IO-540-ES, производимый компанией Textron Lycoming. И та и другая установка приводит во вращение винт с тремя лопастями, выпускаемый фирмой Hartzell (США).
БРЭО и ЛТХ
Бортовое оборудование может иметь, в зависимости от пожеланий заказчика, разную конфигурацию. Самолет комплектуется оснащением от производителя Bendix King (как на Cessna). Установленное оборудование (российское на 10 %) дает возможность совершать полеты при любой погоде днем и ночью. Основные параметры Як-112:
✅ размах крыльев, длина – 10,25 и 6,96 м
✅ trọng lượng rỗng và trọng lượng cất cánh tối đa – 0,775 và 1,34 t
✅ нагрузка – 3 пассажира либо 270 кг
✅ công suất động cơ – 260 “ngựa”
✅ скорость и потолок – до 250 км/ч и 4 км
✅ дальность – 2 тыс. км
Разработчики утверждают, что гарантийный срок службы летательного аппарата – не менее двадцати лет! Или 10 тыс. часов налета. Однако в плане импортозамещения все не так хорошо: если брать в целом, соотношение российского и зарубежного оценивается, как 50/50. Серьезных модификаций нет. Есть Як-112И с двигателем IO-550M и Як-112П на поплавках для приводнения. Также готовился к производству шестиместный Як-112А.
Ныне чаще встречается модель Як-112, нежели сама машина в реальную величину. Фото: YouTube.com
Прорабатывались варианты установки российских двигателей, но в 90-х годах найти что-либо подходящее было нереально.
Hôm nay
Всего построили только 6 самолетов: идея о российской «Цессне», которую выпускают десятками тысяч экземпляров, в реальность не воплотилась. Базовая стоимость нового самолета была заявлена в 120-140 тыс. долларов. Известно, что Казахстан собирался заказать в Иркутске или Смоленске десять экземпляров. Данных о других потенциальных покупателей, как и о дальнейшей судьбе выпущенных машин на сегодня нет. Предложений о продаже этого, уже можно сказать, редкого самолета, не нашлось.