.d-md-none .d-lg-block bibimot

S-64 - cẩu hàng không Sikorsky trên "công dân"

S-64 - cẩu hàng không Sikorsky trên "công dân"
Только выйдя на пенсию, Сикорский, и не думавший оставлять работу, сумел реализовать свою давнюю мечту – построить вертолет, способный поднимать тяжелые грузы. Но был и реальный заказчик – американский флот. За основу взяли транспортник S-56. У него позаимствовали трансмиссию, винты, двигатель, и в 1959 «Небесный кран» (или модель S-60) поднялась в небо.


Вертолет испытывался по полной программе. Сначала проверяли грузоподъемность: она составила 5,5 т. Для воздушного крана специально разработали контейнеры, с помощью которых можно было перевозить оборудование, технику и людей.

S-64 – воздушный кран Сикорского на «гражданке»Предшественник «небесного крана» Сикорского – тяжелый вертолет S-56. Фото: YouTube.com

В последнем случае модуль оборудован вентиляцией, освещением, парой дверей. Напоследок машина еще и совершила перелет длиной в 5 тыс. км.

S-64


Несмотря на положительные результаты испытаний, S-60 не удовлетворил военных из-за недостаточной грузоподъемности. Построенная машина так и осталась летающей лабораторией. Однако Сикорский ничуть не расстроился и немедленно приступил к совершенствованию своей разработки. Теперь в проекте участвовала немецкая сторона, тоже заинтересовавшаяся тяжелым вертолетом. В немалой степени этому способствовал сын конструктора, Сергей, проживавший в ФРГ и являвшийся торговым представителем Sikorsky Aero Engineering Corporation.

Изначально CH-54 предназначался только для военных. Фото: YouTube.com

В 1962-м вертолет с индексом S-64 был готов и впервые поднялся в небо в мае этого же года. Предполагалось, что машина будет способна транспортировать грузы массой от 6 до 9 т на расстояние 85-340 км.

Về thiết kế


Как видно из фото, она была не совсем обычной. Фюзеляж выполнен в виде длинной балки, плавно «превращающейся» в хвост. Под главным винтом расположили лебедку, а по бокам установили специальные захваты. Их роль – фиксация контейнеров и грузов под фюзеляжем. Кабина – в передней части машины. При этом внутри, помимо пилотов находится оператор, кресло которого разворачивается на 180°, чтобы наблюдать за грузом через прозрачную заднюю стенку. Мощное шасси представляет собой три неубирающиеся стойки: одна спереди и две по бокам. Для надежности снизу хвоста смонтировали выдвижную опору.

К гражданским вертолет попал не сразу (на хвосте надпись – «лесник»). Фото: YouTube.com

Клиренс машины равен 2,74 м. Амортизационные стойки сконструированы особым образом. При загрузке вертолет мог «присесть» на 20 см, чтобы удобнее зацепить контейнер.

По сравнению с дальним предшественником S-56 был внесен ряд изменений. например, прямоугольный винт стал шестилопастным, цельнометаллическим, изготавливался из алюминиевых сплавов.

Силовая установка


Это пара газотурбинных моторов Pratt & Whitney JFTD12A-4А, каждый из которых выдавал по 4500 «лошадей». Помимо них, устанавливался дополнительный агрегат Solar, выполнявший функцию турбостартера и развивавший 71 л. с.

Двигатели могут быть по 4500 или 4800 л. с. Фото: YouTube.com

Пара емкостей под горючее, рассчитанные на 3328 л топлива, размещались позади основного редуктора (можно установить и дополнительный бак в 1662 л).

Sản xuất và vận hành


Первые поставки пошли в армию: «небесный кран» показал отличные результаты и военные заказали еще шесть экземпляров. В это время американцы вели войну во Вьетнаме и S-64 очень пригодились, когда нужно было вывозить неисправные самолеты. Новинка получила обозначение CH-54A. Позже закупили еще 60 штук. После этого производитель стал выпускать вертолеты для мирных целей.

В последних моделях S-64 – самые современные системы управления. Фото: YouTube.com

На СН-54В – модификации S-64 с более мощными, по 4800 л. с. двигателями (от той же фирмы), поставлен мировой рекорд. На 3,307 км был поднят груз весом 15 т, а на 7,778 км – 5 т.

Гражданская версия получила индекс S-64E. К этому времени очень много военных вертолетов марок CH-54А и 54В стали списывать и их охотно покупали гражданские компании. Основные параметры S-64:

✅ диаметр главного винта, длина и высота – 21,95 м, 21,41 и 5,66 м
✅ масса пустого (наибольшая взлетная) – 8,724 т (19,051 т)
✅ tốc độ trung bình và tối đa - 169 và 202 km/h
✅ trần bay - lên tới 3,2 km
✅ phạm vi - 370 km

Экипаж состоял из двух пилотов и оператора, управляющим внешней подвеской. В общей сложности, учитывая все модификации Sikorsky Aero Engineering Corporation произвела 99 единиц техники. В армии США «летающие краны» стояли на вооружении до 80-х. Сегодня все машины, еще не выработавшие ресурс, находятся у гражданских эксплуатантов.

С 1992 года строительством этих машина стала заниматься фирма Erickson Air-Crane. Она выпускала два варианта вертолета.

На хвостах вертолетов, выпущенных Erickson, красуется соответствующая надпись. Фото: YouTube.com

Первый – S-64E являлся базовой моделью. Второй – S-64F представлял собой летательный аппарат с более мощными двигателями (использовался для тушения лесных пожаров). Компания не просто выпускала уже готовый летательный аппарат. В его конструкцию внесли 1350 изменений. Производимый Erickson Air-Crane вертолет охотно покупали, брали в аренду южнокорейские, австралийские и итальянские чрезвычайные службы, занимавшиеся тушением пожаров. Некоторые машины даже задействовали для заготовки древесины.

Вертолет набирает воду для тушения пожара. Фото: YouTube.com

Не отставали и строители: один из кранов использовался в ходе возведения башни CN-Tower в канадском Торонто. Любопытно: компания «Эриксон» свои кранам давала собственные имена. Например, упомянутую выше башню поднимала вертолет «Ольга». А еще был «Элвис», «Изабель», «Кристина», «Аврора» и «Невероятный Халк». Впрочем, традиция давать имена воздушным судам есть и в России: вспомните хотя бы Ту-160.

Общие проблемы Sky Crane


Да, существовал целый ряд примеров удачного использования вертолетов подобного типа. Однако с экономической точки зрения их применение не всегда оказывалось оправданным. Например, к месту нахождения груза зачастую приходилось летать порожняком.

Так выглядит пустой вертолет. Фото: YouTube.com

Бывало и так, что контейнеров требуемых габаритов рядом не было. Для вертолета изготавливали специальную «тару» 8,36х2,69х1,98 м (в армию поставили 22 штуки). Иногда оказывалось выгоднее воспользоваться услугами обычных фюзеляжных машин с наружной подвеской. «Летающий кран» оправдывал себя лишь там, где приходилось много и часто поднимать тяжелые грузы. Например, при строительстве какого-нибудь крупного высокого объекта.

Sự cố


Всего построено более сотни вертолетов и на гражданском поприще официально зафиксировано всего четыре случая. Три из них связаны с тушением пожара, когда вертолет не смог вернуться на базу из-за технических неисправностей. Один произошел в результате ошибок пилотирования.

Тушение пожара – опасная работа. Фото: YouTube.com

Опыт, полученный в ходе строительства S-56, S-60 и 64 позволил в дальнейшем фирме Сикорского спроектировать более грузоподъемные вертолеты. В 1960-м появился проект S-63, поднимавший 18 т, в 61-м – DS-103, способного перевозить до 40 т, шли разговоры о создании машины для транспортировки 80 т. Однако все эти разработки так и не были реализованы. Война во Вьетнаме требовала очень много легких вертолетов, чем и занималось государство, заказывая неимоверное количество «Апачей» и им подобных. Финансово поддержать строительство тяжелых «летающих кранов» должны были гражданские заказчики. Но таковых не нашлось.

Успехи Сикорского на поприще конструирования тяжелых вертолетов стимулировали разработки в этом направлении в других странах, включая СССР. КБ Камова и Миля тоже работали, создавая винтокрылые машины с высокой грузоподъемностью. А что же S-64? Несмотря на свою более чем полувековую историю, он эксплуатируется и по сей день.

Ảnh sử dụng: https://youtube.com

А вы что думаете о S-64?

Bỏ phiếu!

Chúng tôi đang trong Chúng tôi đang ở Yandex Zen
Máy vận chuyển tua-bin - ba loại hàng đầuKhông một trực thăng nào trên thế giới có thể cạnh tranh với Mi-6

Tại sao tàu hỏa Nhật Bản lại có mũi như vậy?

Tại sao tàu hỏa Nhật Bản lại có mũi như vậy?

Cấu hình khác thường của toa đầu của đoàn tàu thuộc hệ thống vận tải Shinkansen của Nhật Bản được sao chép từ một con chim bình thường. Tại sao việc này lại được thực hiện và điều gì...
  • 3 958
Tàu điện diesel đa năng đầu tiên của Nga DT-1

Tàu điện diesel đa năng đầu tiên của Nga DT-1

Để đảm bảo giao thông không bị gián đoạn trên các đoạn đường có lực kéo khác nhau, các nhà thiết kế Nga đã tạo ra loại tàu điện-diesel phổ thông DT-1. Anh ta...
  • 390