.d-md-none .d-lg-block bibimot

Xe tải được cấp phép của Rumani ROMAN

Xe tải được cấp phép của Rumani ROMAN
В 1921 году появился румынский завод ROMLOC. Именно на его базе после Второй мировой образовалось новое предприятие по производству грузовых автомобилей и автобусов. Оно располагалось в городе Брашов и получило первоначальное наименование, созвучное времени – Steagul Rosu («Красное знамя»). Такое название просуществовало с 1948 года на протяжении нескольких лет. После этого его заменили на нейтральное Intreprinderea de Autocamioane Brasov (Брашовский завод грузовых автомобилей).


Привычное сегодня имя румынского бренда ведет свою историю с 1990 года. Именно тогда впервые появился ROMAN SA. В нем отразили географическую принадлежность компании, а в торговой марке DAC вспомнили об исторических корнях балканского государства.

Румынские лицензионные грузовики ROMANSR-101 – почти полная копия советского грузовика. Фото: youtube.com

Если вернуться в первые годы развития предприятия, то его профиль имел железнодорожную направленность: сборка локомотивов и вагонов. В середине 30-х компания слилась с предприятием Astra, последствием чего стал военный уклон – сборка различных типов вооружения. И только в конце 40-х вектор деятельности склонился в том направление, которое является основным для ROMAN SA и сегодня – сборка грузовиков и многоместной пассажирской техники.

SR-101 – первенец завода по советской лицензии


Как и многие другие предприятия из соцстран, отстававших в техническом плане, румынский завод полагался на помощь советской стороны. Такая уж ирония судьбы, собирая свои автомобили ЗИС, советские конструкторы заимствовали идеи у американцев. А румыны и вовсе сделали почти полный клон популярного советского грузовика.

1954 год стал началом выпуска первого румынского грузового автомобиля SR-101. Он являлся почти полной идентичностью ЗИС-150 с сохранением параметров и технических характеристик.


Местная пропаганда трубила о высоких достижениях румынских промышленников и всего народа. Правда, умалчивая о том, что это – уже вторичная копия (от советского грузовика и его прототипа американского КР-11). Поступили очень просто. Советская сторона в 1953 году предоставила полною документацию «сто пятидесятого».

Группа румынских инженеров в составе Александру Толлегина, Мирчи Хынку и Мирона Ташка потрудилась над ними в стенах Бухарестского металлургического проектного института. На это ушли три последних месяца года, а в январе 1954-го на заводе уже приступили к сборке первого прототипа.

Так выглядел первоначальный американский прототип. Фото: youtube.com

Общее число предсерийной партии составило 100 единиц. Они проходили испытания в первой половине года, которые завершились успешно. Поэтому к концу лета 1954 года на предприятии собрали еще 126 штук SR-101. Серийное производство стартовало 12 октября, а к концу года общее количество выпущенной техники приблизилось к 700 экземпляров. Он имел похожие с советским прародителем параметры:

✅ 6-цилиндровый бензиновый мотор объемом 5550 куб. см
✅ максимальную мощность – 90 л. с
✅ 5-ступенчатую КПП
✅ массу негруженного автомобиля – 3,9 т
✅ tốc độ - 75 km / h
✅ dự trữ nhiên liệu - 150 l
✅ расход – 29 л/100 км

Думаю, всем понятно, что копия копии по определению не может являться новинкой. Чтобы с чего-то начать румынским производителям был крайне необходим такой автомобиль. Но уже спустя несколько лет пришло понимание, что его конструкция нуждается в доработке и осовременивании. Подобные цели поставили перед инженерами в 1958 году. Основной задачей являлось соответствие международным стандартам для грузовиков, существовавшим в конце 50-х. Спустя два года вопрос решили, представив новую модель SR-131 Carpati.

Помощь от западных производителей


При всем уважении к «большому брату», румыны отлично понимали, что страна которая сама использует иностранный опыт – не лучший пример для подражания. В Брашове решили больше довериться мировым лидерам в этой сфере автомобилестроения. Новый грузовик получил сразу несколько импортных элементов конструкции:

✅ бензиновый двигатель от Ford Y-block
✅ новую кабину от французского Chausson
✅ другие мелкие импортные комплектующие

Carpati с двигателем V-8 и грузоподъемностью 3 тонны увидел свет летом 1960 года. Уже два года спустя на предприятии подготовили полноприводную версию немного меньшей грузоподъемности (2,5 тонны), получившую индекс «132». Дальнейшее развитие пошло в направлении увеличения грузоподъемности, приоритета полного привода и тесного сотрудничества с западногерманскими компаниями.

Следующая модель – 5-тонный SR-113. Фото: youtube.com

Новая серия получила название Bucegi, а ее первые модели: полноприводный 4-тонник SR-114 и классический SR-113, имеющий возможность одновременно перевозить до 5 тонн груза. В это же время Брашовский завод начинает создание специальных модификаций своих грузовиков:

✅ для перевозки длинномерных материалов
✅ с кузовом самосвал
✅ автокрана
✅ для различного спецназначения

Румынские автомобили отправляются и на экспорт в западные страны. Для таких экземпляров закупаются дизельные агрегаты не только западногерманского, но и французского или английского производства. Этот поворот содействует тому, что румынский производитель «держит нос по ветру» и вовремя реагирует на изменение общемировой тенденции в сторону повышения грузоподъемности новых моделей автомобилей.

Успешное развитие компании в социалистический период


Ко второй половине 60-х компания уже имела опыт в конструировании бескапотных моделей, дизельной техники и сотрудничества с зарубежными партнерами. Поэтому устаревшие к 1967 году модели решили заменить новым типом, имеющим грузоподъемность выше 12 тонн и с кабиной, расположенной над мотором. Еще одним условием было соответствие стандартам CEE-ONU. Предложение поступило от немецких и других западных компаний. Предпочтение отдали именитому производителю грузовой техники MAN.

Автокран на базе румынского бескапотника. Фото: youtube.com

Сотрудничество с западными немцами оказалось более чем плодотворным. Появились не только новые румынские модели грузовиков, использующие кабину от F7, с мощностью 135 л. с и 215 л. с (последний имел грузоподъемность до 36 тонн). В Мюнхене успешно конструировали и пассажирскую технику высокой вместимости. Так на румынском ROKAR освоили сразу восемь типов автобусов различного назначения.

Но румынской стороне хотелось развиваться и самим, а не только за счет чужих лицензий. Поэтому в 70-х стартовал собственный проект – линейка грузовиков DAC. Это привело к появлению новых румынских моделей, в том числе и карьерных самосвалов. Брашовский завод из подражателя превращался в полноценного производителя большегрузных автомобилей. Пришедшее время политических перемен оказало влияние и на ROMAN SA, но он выдержал удар.

Современная история предприятия


До конца прошлого века румыны успели собрать 750 тысяч единиц грузовой техники, более 17 % из которых отправилось на экспорт в 30 стран мира. В новом тысячелетии сотрудничество продолжается. Так, около 20 лет назад румыны поставляли военные модели для иракской армии. А в 2017 году продукцией ROMAN SA заинтересовался Тайвань. Продолжался выпуск городских и междугородных автобусов.

Сегодня новые румынские грузовики можно увидеть только в видеоиграх. Фото: youtube.com

Но новые реалии больно ударили по финансовому состоянию предприятия. Около двадцати лет назад его акции продали малазийской компании. В итоге компанию превратили в индустриальный парк, а количество работников значительно сократилось (с 20 тысяч в 1989 году, до 4500 – в 2008-м).

Кризис усугубился до такой степени, что в прошлом году предприятие не произвело ни одной единицы грузового транспорта. Правда, в 2023-м выпущен 24,5-тонный самосвал в единственном экземпляре. Станут ли власти страны и бизнесмены поддерживать собственное производство грузовиков и содействовать возрождению завода? Что важнее, чувство патриотизма или экономические выгоды – ответ на этот вопрос пока не ясен.

tác giả:

Ảnh sử dụng: youtube.com

Знакома ли вам румынская техника ROMAN?

Bỏ phiếu!

Chúng tôi đang trong Chúng tôi đang ở Yandex Zen
Yêu thích Ceausescu DAC 120 DE - Rumani thay thế cho BelAZMáy kéo AIR 22 và các sản phẩm khác của thợ máy Rumani

TV7-117 sẽ được hiện đại hóa trở lại

TV7-117 sẽ được hiện đại hóa trở lại

Động cơ TV7-117 và các sửa đổi của nó được lắp đặt trên trực thăng và máy bay. Thời điểm sản xuất hàng loạt máy bay phụ thuộc vào mức độ sẵn sàng của động cơ...
  • 8 791