.d-md-none .d-lg-block bibimot

GAZ-13 Seagull - "cánh chim" bay cao của Liên Xô

GAZ-13 Seagull - "cánh chim" bay cao của Liên Xô
Советский автопром никогда не радовал водителей разнообразием. Но примерно до середины 1960-х годов машины, выпускаемые в СССР были красивыми, со своим характером и харизмой.


И это не просто слова – в той же Европе покупали ГАЗ-21 Волгу и Москвичи разных моделей, принося стране-изготовителю валюту.

Конечно, советские автомобили для простых людей были бюджетными, но легковые ГАЗ, а тем более ЗИС/ЗИЛ, всегда выделялись на этом фоне. Но они и не предназначались для простых граждан – только для достойных.

ГАЗ-13 Чайка – советская «птица» высокого полетаТакие Москвичи были очень популярны в Европе! Фото: Youtube.com


Но ГАЗ-13 Чайка – самый красивый советский автомобиль, был доступен только чиновникам. Хотя в табеле о рангах он негласно стоял за ЗИЛ.

Câu chuyện về


Советские лидеры любили американский автопром. Например, Сталин ездил на Packard. Даже после появления ЗиС-110, который создан «по мотивам» Паккарда 180, вождь не изменил привычкам.

Хрущев тоже ездил на американском Cadillac Fleetwood 75. Так что общая направленность развития автомобилей премиального класса понятна.
Ничего удивительного в этом нет – в США выпускали лучшие в мире роскошные машины. Советский Союз старался обогнать вечного противника/партнера и иногда откровенного врага.

ЗИМ/ГАЗ-12 был служебным автомобилем для чиновников высокого ранга, но не первых лиц, а их заместителей. Машина скопировала внешность американских моделей второй половины 1940-х годов, но являлась собственной разработкой.


Но через 10 лет автомобиль ЗИМ/ГАЗ-12 безнадежно устарел. Конечно, в СССР он смотрелся роскошно, но по сравнению с американскими новыми моделями был далек от совершенства.

ЗИМ/ГАЗ-12 в середине 1950-х годов устарел. Фото: Youtube.com


Как раз в это время наступила знаменитая «хрущевская оттепель» – отношения между могущественными мировыми державами улучшились. Но противостояние никуда не делось – СССР должен был доказать, что он ничем не хуже, чем его заокеанский сосед.

Нужно было в срочном порядке выпускать новые модели представительских автомобилей – ведь их видели послы и дипломаты, приезжающие в Советский Союз.

В США купили несколько Packard Patrician и Caribbean – на них должны были равняться конструкторы и художники (дизайнеры), работающие на ГАЗ и ЗИЛ. Так появились новые советские модели автомобилей для чиновников высокого ранга.

Đặc tính kỹ thuật của GAZ-13


Главными «отцами» для Чайки стали конструкторы Просвирин, Юмашев и художник Лебедев. Новый автомобиль получился совершенно непохожим на ГАЗ-12, зато очевидное сходство с Паккардами просматривалось за версту.

Packard Patrician для сравнения. Фото: Youtube.com


В первую очередь конструкторы отказались от несущей конструкции в пользу рамы. Кузов крепился к ней через резиновые проставки – таким образом избавились от жесткости.

ГАЗ-13 Чайка стал современным автомобилем, получив ряд новшеств:

  • ? Кнопочную АКПП
  • ? ГУР
  • ? Вакуумный усилитель тормозов
  • ? Бескамерные покрышки
  • ? Автоматические стеклоподъемники и антенну


По сравнению с европейским автопромом, который только недавно оправился от последствий войны, ГАЗ-13 выглядел роскошно. Его можно было ставить на одну линейку с лимузинами из США.

Двигатель для преемника ЗИМ/ГАЗ-12 тоже решили разработать с нуля. Естественно, за основу были взяты моторы Паккардов – Chrysler V8. Только копировать его не стали, а просто сделали свой «по мотивам». Взяв два двигателя от ГАЗ-21, их объединили в единый силовой агрегат.


Мотор получился объемом в 4,89 литра и выдавал 180 л. с. После испытаний двигатель переделали. Рабочий объем увеличили до 5,5, мощность – до 195 л. с.

Внешность в стиле американского автопрома. Фото: Youtube.com


Специально для тех, кто уверен в том, что конструкторы просто скопировали двигатель Крайслер. Советский мотор был с алюминиевым, а не чугунным блоком. Это требовало иной системы охлаждения как минимум, не считая других особенностей.

Первые модификации


Опытный экземпляр ГАЗ-13 Чайка был представлен партийной элите летом 1957 года. Он получил необычную расцветку – вишневый низ и кремовый верх. Модель прошла все испытания, к ней присоединились еще несколько образцов.

Серийное производство началось в 1959 году.

Изначально автомобили собирали штучно. Все они красились только в черный цвет – ГАЗ-13 Чайка должна была выглядеть серьезно.

Двигатель карбюраторный с рабочим объемом 5,5 литра. Фото: Youtube.com


Первыми лимузин получили заместители высшей правительственной элиты. Потом дипломатический корпус в Москве. Послы дружественных СССР стран у себя на родине тоже передвигались на Чайках, по крайней мере, всеми правдами и неправдами старались выпросить себе эти автомобили.

Обновления модели


Первая модернизация ГАЗ-13 Чайка произошла в 1962 году.

Изменения были минимальными:

  • ? Карбюратор К-114
  • ? Колпаки с другим дизайном
  • ? Новая отделка салона


В 1970-х годах автомобиль еще неоднократно обновлялся, но только в мелочах. Например, тормоза стали двухконтурными, появились новые ремни безопасности и коротковолновый радиоприемник.

ГАЗ-13 Чайка изначально был идеальным автомобилем, поэтому он не нуждался в серьезных доработках. Это позволило ему продержаться на конвейере 22 года.

Разнообразие модельного ряда


Хотя считается, что советский автомобиль выпускался только в одном типе кузова (седан), на самом деле, были еще заводские универсалы, кабриолеты и лимузины.

Универсал ГАЗ-13С для медперсонала. Фото: Youtube.com


ГАЗ-13С – это специфическая модель, созданная по заказу Министерства здравоохранения. Универсалы предназначались для медицинских работников, которые обслуживали партийную элиту и членов их семей.

Примечательно, что переделывали Чайку не на Горьковском автомобильном заводе, а отправляли на RAF. Там машину оборудовали для медицинских целей.

Вес ГАЗ-13С, который называли «Черная Врачиха» увеличился с 2,66 до 3 тонн, из-за чего пришлось усиливать заднюю подвеску.
Считается, что было выпущено 20 универсалов, из них сохранилось 12 экземпляров.

Кабриолеты ГАЗ-13Б Чайка выпускались на Горьковском автомобильном заводе. Их собирали только с 1961 по 1962 годы. Машины предназначались для «высоких» гостей и чиновников СССР, посещающих Крым и Кавказ.

Самой редкой заводской моделью считается ГАЗ-13А. Это Чайка в исполнении лимузин, хотя снаружи она ничем не отличалась от седана. Разница только внутри – специальная перегородка в салоне, отделяющая пассажиров от водителя.

Kết thúc sự nghiệp


В 1977 году началось производство нового автомобиля, пришедшего на смену ГАЗ-13 – это ГАЗ-14. Но устаревшая модель продолжала выпускаться еще несколько лет.

Примерно в это время обычные люди тоже могли приобщиться к таким автомобилям, хотя, для этого нужно было жениться или выйти замуж. Списанные ГАЗ-13 Чайка отдавали в ЗАГСы, где они работали в качестве свадебных лимузинов.

Редкий кабриолет ГАЗ-13Б. Фото: Youtube.com


В первой половине 1980-х годов ГАЗ-13 Чайка был постепенно вытеснен новой моделью – ГАЗ-14. Это и стало закатом карьеры самого красивого советского легкового автомобиля.

Сейчас приобрести ГАЗ-13 Чайку несложно – в продаже есть 15-20 экземпляров в кузове седан. Все машины, как правило, заботливо отреставрированы, по крайней мере, гнилых вариантов давно уже не встречается.

Минимальная цена за ГАЗ-13 Чайка начинается от 3,5 млн. рублей. За самую дорогую машину просят 16 млн.

Но покупая ГАЗ-13 Чайка, нужно понимать – это выгодное вложение средств. Если сохранить машину, то цена с годами будет только расти.

Поездка на Чайке – это возвращение в советскую эпоху с ее непередаваемым колоритом. Автомобиль является настоящей капсулой времени, способной вернуть в детство! Разве это не стоит 3,5 млн. рублей?

tác giả:

Ảnh sử dụng: https://youtube.com

А вы мечтали когда-нибудь прокатиться на ГАЗ-13 Чайке?

Bỏ phiếu!

Chúng tôi đang trong Chúng tôi đang ở Yandex Zen
Limousine ZiS-110 - chỉ dấu cho sự hồi sinh của Liên Xô sau chiến tranhTại sao một chiếc Cadillac DeVille VII 20 năm tuổi lại có giá như xe mới của Hàn Quốc?

Máy kéo nhỏ gọn YTO-ELX754F dùng làm vườn

Máy kéo nhỏ gọn YTO-ELX754F dùng làm vườn

Tính năng, chức năng, đặc tính kỹ thuật của máy kéo YTO-ELX754F của Trung Quốc để làm ruộng và làm vườn. Tất cả các thông tin chi tiết về mẫu xe này, bao gồm cả giá cả,...
  • 309