.d-md-none .d-lg-block bibimot

Jawa 250/559 Panelka: có khiên và nhiều sửa đổi

Jawa 250/559 Panelka: có khiên và nhiều sửa đổi
После успеха легендарного Jawa Perak на парижской выставке 1946 года, чехословацкую марку ждала популярность на всем европейском континенте. Конечно, она означала и расширение экспортной истории мотоциклов, изготовленных в Тынеце-над-Сазавоу. Пика этот процесс достиг к середине 50-х.


В то время совместный бренд Jawa-CZ производил и продавал ряд моделей основных классов: 125, 175, 250 и 350 куб. см. Они пользовались спросом как в самой Чехословакии, так и во многих соседних странах. Их и до сих пор относительно легко найти. Это известные Kyvacky.

Jawa 250/559 Panelka: со щитком и во множестве модификацийПрекрасная для своего времени техника Jawa 250/559. Фото: youtube.com

Правда, тогда еще не начался самый массовый экспорт в истории завода на огромный советский рынок. В 1960 году наверху поняли ошибочность решения по объединению двух предприятий. Ведь два известных мотоциклетных бренда для такой довольно небольшой страны – гораздо лучше, чем один. Опять же, и конкуренция, которая побуждает идти вперед и обгонять друг друга.

Разделение явно пошло на пользу обоим


Так, в новом десятилетии снова появляются отдельные чехословацкие марки CZ и Jawa. И, действительно, разделение производства очень позитивно повлияло на оба предприятия. Если первые скоро плотно засели в спортивной нише (особенно, мотокроссе), то основной изготовитель техники в стране предложил ряд неплохих дорожных моделей.

Разработки в Тынеце идут вперед, и в 1962 году завод представляет совершенно новый тип. Это машина с маркировкой Jawa 250/559/02. Позже пользователи подтвердили ее популярность, наделив мотоцикл личным прозвищем – Panelka.


Чехи сумели поработать над дизайном и показателями. Это был серьезно модернизированный вариант предыдущего типа 353 «Кивачка», который (по сравнению с ним) получил несколько внешних отличий:

✅ прямое седло заменяет оригинальную форму «гитара»
✅ заводская коробка переключения вместо «бошовской»
✅ фара в верхней части, прикрытая щитком

Последний элемент также частично закрывал водителя во время движения. Верхняя крышка фары доходила от цельного (неразделенного) руля до ручек. Но еще больше нового ждало пользователя в других элементах конструкции. Например, усовершенствованном силовом агрегате. В конце 1964 года начинает выпускаться тип 250/559/04 с целый рядом иных улучшений, коснувшихся:

✅ воздушной заслонки двигателя
✅ сцепления
✅ опоры заднего колеса

Она теперь состояла из резиновых блоков, которые гасили удары колес. Двигатель оснастили воздушной заслонкой, управляемой тросом от руля аппарата. Тип 250/559/03 и 350/360/01 выпускались одновременно. Эти мотоциклы имели автоматическое сцепление и сегодня встречаются довольно редко.

Множество модификаций базового байка


Другими вариантами стали 250/559/06 и 350/360/02 с генератором переменного тока и выпрямителем. Тип 250/559/07 оснащался карбюратором без воздушной заслонки, а 350/360/03 предназначался для военных. Однако из воспоминаний тех лет следует, что в соединения поставлялись и обычные красные машины с хромом. Там их собственными усилиями перекрашивали в цвет хаки.

Большое крыло Jawa 250/559, можно было и поменьше. Фото: youtube.com

Модификация 250/559/04/08 с двойным рулевым управлением считалась чисто учебным транспортом. Поэтому поставлялась исключительно для автошкол. Хотя в среде гоночной техники все чаще доминировали «чезетовские» конкуренты, нельзя сказать, что Jawa совсем не занималась выпуском подобных версий. Еще одним вариантом машин рассматриваемой серии являются «спортивные» типы. Они имеют маркировку Jawa 250/590 (выпуска 1965-1970 годов) и 350/361 (1965-1969).

Остановимся более подробно на одном из наиболее интересных вариантов исполнения этого мотоцикла. В 1963 году появилась Jawa 250 тип 559/03 с автоматическим центробежным сцеплением – оригинальным конструктивным решением завода. Оно крепилось на главном валу коробки передач, работая в масле и имея многоламельную конструкцию.

Помимо автоматического сцепления и развязки ведущей и ведомой части, он оснащался также ручным управлением и полуавтоматическим выключением, связанным с рычагом переключения передач. Поэтому для езды на нем хватало лишь вращающейся ручки газа, рычага КПП и тормозов. При трогании достаточно было добавить оборотов и мотоцикл начинал плавное движение. Во время остановки сцепление автоматически выключалось и двигатель работал на холостом ходу.

Двигатель Jawa 250/559 объемом 250 «кубиков». Фото: youtube.com

Оно также позволяло толкать машину и стоило немного дороже обычного образца. Благодаря быстрой реакции на добавление газа и конфигурации крыла мотоцикл обладал особой спортивной атмосферой. Позже сцепление получило улучшение, направленное против пробуксовки при резком включении.

Технические особенности «Панельки»


Jawa 250/559 мог похвалиться новым тахометром, в сочетании с блоком переключателей FAB и системой управления освещением. Задний комбинированный фонарь из закаленного пластика имел прямоугольную форму. Сиденье запиралось, а боковые ящики можно было открыть, только подняв его.

Промывочные каналы, которые до сих пор находились в корпусе двигателя, теперь располагались в переработанном цилиндре. Горловина карбюратора в них направлялась в сторону последнего, а не корпуса мотора, как в более старых типах. Мотоцикл также получил подсос, выхлопная труба крепилась гораздо меньшей гайкой с внутренней резьбой внутри конструкции.

Спидометр нового типа на Jawa 250/559. Фото: youtube.com

Первая серия типа 559 имела коленвал, установленный сначала только при наличии двух подшипников, но в дальнейшем это оказалось невыгодным. Поэтому с 1965 года производство вернулось к исходному решению с тремя подшипниками в конструкции. Резиновая розетка амортизатора в ступице заднего колеса увеличила срок службы агрегата, изменениям подверглась и передняя телескопическая вилка.

Модель 250 оснащалась держателем для небольшого багажного прицепа PAV. Он подвешивался за задним колесом на специальном подвижном шарнире в оригинальной раме, закрепленной на мотоцикле. Вот некоторые показатели Jawa 250/559:

✅ каркас – сварной, из квадратных профилей
✅ chiều dài cơ sở - 1335 mm
✅ сухой (готовый) вес – 128 (140) кг
✅ kích thước – 1980 x 650 x 1025 mm
✅ tốc độ tối đa - 110 km / h

Система впуска, включая вставку воздушного фильтра, была переработана и упрощена за счет применения карбюраторов Jikov другой конструкции. С диаметром диффузора 26 мм, некоторые модели получили магнитную динамо-машину, а другие не имели воздушной заслонки вообще. Предыдущие типы обладали кривошипно-шатунным механизмом, размещенным в трех подшипниках: один с правой стороны двигателя и два – слева от первичной цепи. Вот характеристики силового агрегата:

✅ КПП – четырехступенчатая, цепной привод
✅ thể tích làm việc - 249 mét khối. cm
✅ công suất – 14 l. giây (10,3 kW) ở 5000 vòng/phút
✅ Tỷ lệ nén – 7,7:1
✅ tiêu thụ nhiên liệu - 3,7 l / 100 km
✅ dung tích thùng - 13,5 l

Этот чехословацкий мотоцикл оказался настоящим долгожителем, простояв на конвейере около 12 лет. Самой массовой модификацией стала Jawa 250/559/04, выпуск которой продолжался с 1964 по 1974 годы. Напротив, спортивной версии 250-кубового мотоцикла (1963-1964) собрали крайне мало.

Сиденье Jawa 250/559, больше не «гитара». Фото: youtube.com

Jawa 250/559 повезло со временем выхода в серию. Именно тогда начался экспорт чешской техники в Советский Союз и дела у предприятия пошли резко в гору. Модель открыла путь для новых мотоциклов популярной до сих пор у нас марки, которые порадовали своими отличными ходовыми качествами многих молодых людей в СССР и других странах.

tác giả:

Ảnh sử dụng: youtube.com

А как вы считаете, Jawa 250/559 Panelka оказалась лучше, чем прошлая Kyvacka?

Bỏ phiếu!

Chúng tôi đang trong Chúng tôi đang ở Yandex Zen
Jawa CL hoặc Perak - phù hợp với người đi xe máy NgaLịch sử thương hiệu Jawa: Perak, được tạo ra dưới lòng đất

Tàu điện ngầm Siemens M1 đi Praha và Venezuela

Tàu điện ngầm Siemens M1 đi Praha và Venezuela

Siemens M1 được tạo ra dành riêng cho tàu điện ngầm Praha. Thiết kế của nó tỏ ra rất đáng tin cậy nên tàu hỏa vẫn được sử dụng cho đến ngày nay....
  • 574
Peugeot 408: xe Pháp mang dòng dõi Trung Quốc

Peugeot 408: xe Pháp mang dòng dõi Trung Quốc

Mô hình này được tìm thấy khá thường xuyên ở Nga. Chiếc xe được tạo ra cho thị trường Trung Quốc, nhưng cũng được sản xuất ở nước ta....
  • 489
Quốc hội GAZ-21 "Volga" - nỗi nhớ về Liên Xô

Quốc hội GAZ-21 "Volga" - nỗi nhớ về Liên Xô

Có rất nhiều ô tô ở Nga thu hút sự chú ý của cả người lái xe và người qua đường. Chúng gợi lên những cảm xúc khác nhau - từ ngưỡng mộ đến cảm giác bị từ chối. Nhưng có...
  • 389