.d-md-none .d-lg-block bibimot

Hàng không dân dụng - siêu thanh trở lại?

Hàng không dân dụng - siêu thanh trở lại?
Технически реализовать идею постройки самолета, летающего со сверхзвуковой скоростью, можно было еще в 50-е годы минувшего века. Но тогда никто не мог внятно озвучить экономическую жизнеспособность подобных проектов. Некоторую ясность внесла постройка двух единственных в мире серийных моделей сверхзвуковых лайнеров – «Конкорд» (Франция) и Ту-144 (СССР). Вроде бы практика их использования доказала экономическую нецелесообразность производства таких машин.


США тоже начали разрабатывать сверхзвуковой самолет, но затраты оказались столь большими, что проект свернули, так и построив даже опытный образец.


Тем не менее, разработки сверхзвуковых лайнеров существуют, концепты создают – идею не забросили. Но ведь были конкретные и довольно серьезные причины, по которым эксплуатация Ту-144 и «Конкорда» прекратилась и новые машины выпускать больше никто не собирался.

Гражданская авиация – опять сверхзвук?Делать «Конкорды» не хотят. Фото: YouTube.com


Значит, у разработчиков современных сверхзвуковых лайнеров есть способы как-то решить проблемы, связанные с полетами на скорости более 1 «Маха». Иначе получается «наступать на одни и те же грабли». На сегодняшний день существует несколько реальных проектов, согласно которым мир должен увидеть серийный сверхзвуковые самолеты в течение примерно пяти ближайших лет.

Spike S-512 Supersonic Jet


Разработки этого летательного аппарата начались в начале 2010-х. Изначально проект финансировала компания Spike Aerospace, однако позже все права на самолет перешли к Aerion Corporation. Если говорить о внешнем облике концепта, первое, что бросается в глаза – отсутствие иллюминаторов. Такое техническое решение обосновано необходимостью сохранения целостности конструкции, что повышает безопасность полетов.

Современному сверхзвуковому лайнеру иллюминаторы не нужны. Фото: YouTube.com


Также отсутствие окон уменьшает шумность от работающих двигателей. Глава компании Spike Aerospace заявил, что уровень звука в салоне не будет превышать 60 дБ. Для сравнения: в современном лайнере этот параметр составляет 85 дБ, а шум, издаваемый двумя разговаривающими собеседниками, не превышает 65 дБ. Однако это не значит, что пассажиры будут лишены возможности лицезреть происходящее за бортом. Конструкторы предусмотрели видеокамеры, проецирующие изображение снаружи на внутреннюю часть фюзеляжа по всему салону.

Вместо иллюминаторов – проекционные экраны во всю «стену». Фото: YouTube.com


Spike S-512 относится к самолетам бизнес-класса вместимостью 18 пассажиров (в эконом-версии – 22). Поэтому интерьер может быть оформлен в нескольких вариантах: если VIP, то предусматриваются и спальные места. В любом случае будет телефонная связь, высокоскоростной интернет. Предполагаемая стоимость джета – 60-80 (где-то мелькает цифра 100) млн. долларов. Однако разработчики уверяют, что со временем цена билета упадет и будет доступна рядовым гражданам, мотивируя такое «развитие событий» ускорением научно-технического прогресса.

Что в реальности со Spike S-512


Деньги в проект вложены, а как насчет отдачи? Впервые модель «засветилась» в 2014-м на авиашоу EAA AirVenture Oshkosh. В начале 2017-го планировалось запустить дозвуковой прототип SX-1.2, чтобы убедиться в правильности аэродинамических характеристик. И это удалось – полеты признаны успешными. В перспективе были проекты сверхзвукового лайнера на 40 и 50 мест.

Деньги вложены, а где реальный самолет? Фото: YouTube.com


Сначала опытный экземпляр планировали запустить в 2021-м. Технические характеристики «самолета будущего»:

✅ sải cánh - 18 m
✅ chiều dài - 37 m
✅ trọng lượng rỗng (tối đa) – 21,432 t (52,163 t)
✅ tốc độ trung bình - 1700 km / h
✅ phạm vi - 11500 km
✅ độ cao cao nhất - 15 km

На середину 2021-го года известно лишь, что по-прежнему ведутся разработки 18-местной версии. Spike Aerospace – далеко не единственная компания, разрабатывающая сверхзвуковые пассажирские лайнеры.

khí cầu AS2


Еще один бизнес-джет, который уже должен совершать коммерческие перевозки пассажиров. Проект стартовал в 2014 году и довольно успешно: в следующем 2015 разработчик уже получил заказ на 20 самолетов, а в общей сложности удалось собрать 11,2 млрд. долларов при стоимость одного самолета в 120 млн.И это при том, что, как сообщил глава компании Том Вайс в начале 2020-го, на разработку лайнера уйдет примерно 4 млрд. «зеленых».

На картинке Aerion AS2 выглядит красиво. Фото: YouTube.com


Среди инвесторов – Boeing, General Electric и другие именитые компании. Было заключено соглашение с Airbus на 100 млн. для модернизации предыдущего проекта компании – Aerion SBJ. Первый демонстрационный перелет из Нью-Йорка в Лондон запланировали на 2023 год. На 2025-й назначено прохождение сертификаций и ввод «в строй» – в 2026-м.

Разработчики обещали, что цена билета будет доступна рядовым гражданам. Фото: YouTube.com


В апреле 2020-го Aerion объявила о строительстве обновленного варианта сверхзвукового AS2 с такими характеристиками:

✅ sải cánh - 24 m
✅ длина самолета – 44,2 м
✅ trọng lượng cất cánh tối đa – 68 tấn
✅ полезная нагрузка – до 11 пассажиров

Летом 2020-го из-за пандемии Boeing распустили группы конструкторов, работавших на AS2. В итоге Aerion перенесла дату первого полета на 2025 год. Осенью 2020-го начались испытания в аэродинамической трубе на скорости 3М. По не озвученным причинам в последний весенний месяц 2021 года Aerion остановила свою деятельность, не выполнив заказов на 10 млрд. долларов.

Boom Super Sonic


Цель компании была озвучена сразу после ее основания в 2014 году – разработка и постройка сверхзвуковых пассажирских самолетов (СПС). Первый этап программы – реализация проекта самолета-демонстратора ХВ-1, после которого начнут делать уже коммерческую машину.

Наверху – экспериментальный ХВ-1, внизу – полноразмерный самолет. Фото: YouTube.com


Модель продемонстрировали в 2016-м, но финансы удалось найти через несколько месяцев. Были изготовлены, испытаны отдельные узлы летательного аппарата. Но все шло очень долго: оперение было готово в 2018-м, фюзеляж, крылья – в 2020-м. Летом этого же года начали собирать отдельные компоненты самолета воедино. В октябре 2020 года опытный образец (уменьшенный в 3 раза и названный Baby Boom) наконец выкатили из ангара и продемонстрировали широкой публике, но через онлайн-трансляцию (из-за пандемии).

Xây dựng


Силовые элементы фюзеляжа, крыльев, оперения выполнены из алюминия и титана. Обшивка частично состоит из композитов, обладающих устойчивостью к высокой температуре. Некоторые части лайнера даже при крейсерской скорости разогреваются до 150°. Фюзеляж имеет веретенообразный вид, при этом пара двигателей находятся сзади с боков, а третий помещен в корпус самолета.

Узкий корпус улучшает аэродинамику. Фото: YouTube.com


Благодаря улучшенной аэродинамике, усовершенствованному двигателю, шумность в салоне будет меньше по сравнению с «Конкордом» в 30 раз. Технические характеристики серийного самолета:

✅ sải cánh - 18 m
✅ chiều dài - 50 m
✅ скорость – 2,2М
✅ phạm vi - 8300 km
✅ пассажировместимость – 45-55 человек
✅ стоимость самолета (без оформления салона) – 200 млн. долларов.

На сегодняшний день Boom Technology имеет контракты с 5-ю компаниями на поставку 76 самолетов. Известно, что только японская JAL заказала 20 единиц техники. По самым оптимистичным прогнозам, в серию Boom Overture запустят не ранее 2028 года. Конкретные сроки зависят от результатов испытаний демонстратора XB-1 Baby Boom. Последние новости об экспериментальном самолете относятся к январю этого года. В СМИ прошло сообщение, что Boom Supersonic установила, наконец двигатели на экспериментальный самолет и сейчас проводит их тестирование. Следующий этап – пробежки по ВПП.

Самолет-демонстратор ХВ-1: когда полетим? Фото: YouTube.com


В феврале было объявлено, что сверхзвуковой самолет начнут производить в г. Гринсборо (штат Северная Каролина).

Những phát hiện


Они крайне противоречивы: с одной стороны, на последнем примере, вроде все идет хорошо, хоть и медленно. С другой стороны – сплошные неудачи при огромных вложениях. Создается впечатление, что под видом разработки проектов кто-то «осваивает» деньги себе в карман. Впрочем, автор может и ошибается…

tác giả:

Ảnh sử dụng: https://youtube.com

А вы что думаете о возвращении сверхзвука в гражданскую авиацию?

Bỏ phiếu!

Chúng tôi đang trong Chúng tôi đang ở Yandex Zen
Máy bay siêu thanh Tu-144 là thiết kế của thế kỷ trước, nhưng ngay cả bây giờ nó cũng đáng kinh ngạcMáy bay Liên Xô không nhìn thấy bầu trời

1967 Exemplar I - Buick Riviera Gran Sport màu đồng "xử lý"

1967 Exemplar I - Buick Riviera Gran Sport màu đồng "xử lý"

Chiếc xe trưng bày, không được tạo ra theo đơn đặt hàng của nhà sản xuất, gần như đã trở thành một bước ngoặt trong lịch sử ngành công nghiệp ô tô - thay vì những bộ phận mạ crôm mà họ có thể...
  • 187