.d-md-none .d-lg-block bibimot

Yak-42 - hậu duệ nhỏ của Yak-40 bay cho đến ngày nay

Yak-42 - hậu duệ nhỏ của Yak-40 bay cho đến ngày nay
Як-40, являвшийся предшественником Як-42 – на редкость удачный пассажирский самолет, особенно если учесть тот факт, что создавшее его ОКБ Яковлева ранее занималось исключительно военными, учебными и спортивными проектами. А тут целый авиалайнер! Хотя ради справедливости стоит отметить: попытки были. Например, в виде Як-16, рассчитанного на 10 мест. Но все это не идет ни в какое сравнение с Як-40 – первым пассажирским реактивным лайнером, который заменил устаревающие Ли-2, Ил-14.


После прохождения испытаний (новый самолет поднялся в небо в 1966-м) и доводки было решено продемонстрировать успехи советской авиации на Западе. Як-40 без проблем и сбоев в работе систем совершил полет из Рима на «Зеленый континент». Итальянская и австралийская пресса восторженно отозвались о новинке, утверждая, что лайнер «оригинален по характеристикам, размерам» и сегодня ему «нет равного»: существует только несколько американских проектов подобного аппарата, которые реализуются лишь в течение «ближайших лет».

Як-42 – малочисленный потомок Як-40 летает по сей деньРесторанов и бассейнов в советском Як-40 не было, но свежая пресса – всегда пожалуйста. Фото: YouTube.com

Советские летчики за «обрезанную» форму иногда между собой называли лайнер «окурком».


Практически сразу пошли заказы на приобретение нового самолета из-за границы. Только за 14 последующих лет с конвейера сошло свыше 1000 единиц техники.

Як-42: «чехарда» с крыльями



Успех Як-40 воодушевил Яковлева, и конструкторское бюро под его руководством начало разрабатывать следующую модель, среднемагистральную, которая должна была заменить Ту-134.

Первая версия Як-42 с прямым крылом. Фото: YouTube.com

Изначально, учитывая успех предшественника, собирались построить лайнер с прямым крылом. Такая конструкция улучшает подъемную силу, а это уменьшает расход горючего. Поэтому в 1974-м представили проект с прямым крылом, который одобрили в ЦК КПСС (самолет понравился лично Брежневу). Уже к концу года первый экземпляр лайнера выкатили из ворот завода. В 1975-м самолет поднялся в воздух. В ходе испытаний выяснилось: крейсерская скорость в 680 км/ч явно недостаточна. Из МГА поступило распоряжение увеличить ее до 700-800 км/ч. В итоге решили строить машину с крылом, под углом в 30°.

В серию Як-42 пошел со стреловидным крылом. Фото: YouTube.com

Проект реализовали быстро: в этом же году модернизированный лайнер начали испытывать. Технические характеристики:

✅ sải cánh - 34,88 m
✅ chiều dài - 36,38 m
✅ trọng lượng rỗng (tối đa) – 33,5 t (57,5 t)
✅ tốc độ trung bình - 700 km / h
✅ дальность – до 4 тыс. км для Як-42Д
✅ độ cao cao nhất - 10,1 km
✅ пассажировместимость – до 120 человек в эконом-варианте

Самолет получился удачным: обладал хорошей энерговооруженностью, отличался удобным расположением приборов и ручек управления (учли недостатки, выявленные на Як-40). В отличие тогда же принятому в эксплуатацию тяжелому Ил-86, для сравнительно легкого Як-42 не нужны были новые рулежные полосы. Последнее обстоятельство способствовало быстрому расширению географии полетов. Было освоено множество маршрутов, в т. ч. и зарубежных: Як-42 летал в Берлин, Прагу, Хельсинки. За 1,5 года перевезено 1,5 млн. пассажиров.

Sự cố


Однако все шло не так гладко, как хотелось бы. В 1982-м в Наровле произошла катастрофа с гибелью людей. У лайнера на высоте 9 тыс. м оторвался стабилизатор (преждевременный износ резьбы его привода – конструкторская ошибка). Эксплуатацию Як-42 прекратили, началось следствие, продлившееся почти два года. Неисправность устранили.

Пока шло следствие, лайнер был на приколе. Фото: YouTube.com

Стоит сказать: происшествия случались и позже, но все они были связаны с «человеческим фактором» и самолет оказывался не при чем. Другое происшествие стало резонансным: авиакатастрофа в 2011 году, когда под Ярославлем погибла хоккейная команда «Локомотива». Не исключено, что эти катастрофы повлияли на дальнейшую судьбу лайнера.

Последний полет хоккеистов. Фото: YouTube.com

Были и курьезные случаи, связанные с эксплуатацией. Например, у набравшего эшелон Як-42 внезапно отказали все двигатели. Экипаж сумел развернуть машину, которая стала планировать с 7 тыс. м. На трех тысячах запустили один мотор, на двух – еще пару. Выяснилось: бортмеханик не включил подсасывающие насосы, а экипаж не прочитал проверочную карту. В итоге двигатели питались горючим, идущим самотеком, что прекратилось при уменьшении давления на высоте.

Другой случай связан со срабатыванием датчика пожара на борту самолета, о чем и было доложено диспетчеру, отдавшего команду на посадку. Экипаж сработал так четко и оперативно, что …забыл выпустить шасси. Самолет на «брюхе» прополз по полосе, но все закончилось благополучно. Позже выяснилось, что датчик сработал ошибочно.

Конструктивные особенности самолета


В КБ Яковлева пристальное внимание уделяли массе летательного аппарата и прочности его конструкции. Чтобы добиться и того и другого, крыло стали делать цельным. Для сравнения: у Ту-134 оно состоит из пяти частей, у Ту-154 – трех.

Управление самолетом старались сделать максимально эргономичным. Фото: YouTube.com

Як-42 пользовался спросом у зарубежных авиакомпаний, поэтому существовали экспортные варианты моделей. В них, впервые в отечественной практике, была предложена кабина для двоих пилотов. Проводились эксперименты по наиболее рациональной компоновке панелей приборов.

Количество членов экипажа могло быть сокращено до 2-х человек. Фото: YouTube.com

В итоге получили оптимальный вариант в плане эргономики, который позволял отказаться от «услуг» штурмана и бортмеханика.

Động cơ D-36


О нем стоит упомянуть отдельно. Агрегат отличался высокой надежностью – некоторые из них используются и сегодня. Второе достоинство – малый расход топлива в 3100 кг/ч при полете на крейсерской скорости. Самолет был гораздо экономичнее своих «одноклассников». Но не только этим был хорош Д-36: двигатель обладал очень низкой шумностью и по уровню звука отвечал всем международным нормам. Этого удалось достичь благодаря применению при изготовлении мотогондол многослойных вставок из стеклопластика. Единственный минус Д-36 – отсутствие реверса: тормозить можно было только колесами и спойлером.

Высадка пассажиров Як-42. Фото: YouTube.com

А еще Як-42 отличался таким «пустячком», как собственный трап. Этот «аксессуар» на аэродромах третьего класса и не предусматривался, что позволяло самолету садиться там, где Ту-134 было «не положено».

Модификации и перспективы


Самолет производили на Саратовском авиационном заводе. До 2003 года было выпущено только 183 экземпляра, что меньше чем того же Як-40 (1011 шт.) или Ту-134 (854 шт.). Помимо базовой модели, с конвейера сходили и другие ее версии:

✅ Як-42Д – с дополнительным запасом горючего
✅ Як-42Д-100 – самолет, оснащенный авионикой западного производства
✅ «Росгидромет» – лаборатория для геофизических исследований
✅ Як-42Е-ЛЛ – опытный образце для испытаний нового силового агрегата Д-236
✅ Як-42М – вариант с двигателями Д-436М и оборудованием для автоматической посадки
✅ Як-42Ф – модель для проведения аэрофотосъемок

На сегодня известно об одиннадцати российских «боеспособных» Як-42, часть из которых находится в ремонте. Также самолеты этой марки имеются в авиакомпаниях Кубы, КНР, Пакистана, Ирана.

Di sản


Самолет хотели модернизировать, разрабатывался проект, представляющий собой глубокую переделку Як-42М. Предлагался вариант самолета с парой двигателей под крыльями и одним – в хвосте. Также была попытка создать лайнер для местных авиалиний с индексом Як-46. Предполагалось, что у машины будет пара двигателей и укороченный пассажирский салон на 78 мест.

Як-142 – попытка модернизации Як-42. Фото: YouTube.com

В 1985 уже рассматривали проект Як-46 на 150 человек с парой турбовентиляторных двигателей с толкающими винтами. В 1987-м вместо них запланировали ПС-90, размещенными под крыльями. Этим самолетом хотели заменить Ту-154. Наконец, в 1993 году был представлен проект «Як-242». Отображенные в нем идеи являются основой недавно поднявшегося в небо МС-21.

tác giả:

Ảnh sử dụng: https://youtube.com

Cảm nhận của bạn về Yak-42 như thế nào?

Bỏ phiếu!

Chúng tôi đang trong Chúng tôi đang ở Yandex Zen
Tu-134 - huyền thoại của hàng không dân dụng Liên XôTại sao người Mỹ không thích Tu-114

Tuyệt phẩm Pininfarina: Fiat 124 Spider 1800

Tuyệt phẩm Pininfarina: Fiat 124 Spider 1800

Khi tạo ra chiếc xe mui trần thể thao Fiat 124 Spider, Pininfarina đã theo đuổi những mục tiêu nhất định. Có vẻ như mọi việc đã diễn ra tốt đẹp, vì chiếc xe này vẫn...
  • 599
Máy kéo trượt Liên Xô TDT-40

Máy kéo trượt Liên Xô TDT-40

Đối với nhu cầu của người khai thác gỗ, cần có thiết bị đặc biệt. Lựa chọn tốt nhất trong thập niên 60 là xe trượt TDT-40....
  • 139