.d-md-none .d-lg-block bibimot

LiAZ - từ "xe tự hành mặt trăng" đến xe buýt điện

ЛиАЗ – от  «лунохода» до электробуса
Один из крупнейших производителей автобусов сегодня успешно развивается. Завод выпускает как машины с ДВС, так и электробусы, которые постепенно вытесняют традиционный транспорт, работающий на углеводородном топливе. Однако путь к успеху у предприятия был совсем непростым.


bắt đầu


Строительство завода стартовало в 1933-м году: тогда он назывался витиевато – Лесохимический опытный завод облагораживания древесины или ЛОЗД. Начиная с 1937-го, предприятие поставляло различные деревянные изделия по всей стране. После войны СССР в ходе восстановления народного хозяйства остро нуждался в технически сложных изделиях – станках, металлообрабатывающем оборудовании и т. п. Поэтому на базе ЛОЗД в Ликино-Дулево создали механический завод – ЛиМЗ.

ЛиАЗ – от  «лунохода» до электробусаНа заводе ЗиЛ-158 переименовали в ЛиАЗ-158. Фото: YouTube.com

К концу 50-х жизнь наладилась и необходимость в большом количестве станков отпала, а вот автобусов не хватало: старые модели доживали свой век, а новых не было. Предприятие снова переименовали: на этот раз в Ликинский автобусный завод. Чтобы ускорить процесс, из столичного ЗиЛа в сборе перевезли конвейеры и иное необходимое оснащение. Поэтому первый автобус и назывался ЗиЛ-158 (ЛиАЗ-158). Его технические характеристики для того времени были вполне удовлетворительными:

✅ công suất động cơ – 109 “ngựa”
✅ tốc độ - lên đến 65 km / h
✅ расход топлива на 100 км – в среднем 42,5 л
✅ пассажировместимость (сидячих мест) – 60 (32) человек
✅ эксплуатационный ресурс – до 10 лет

Производство постепенно наращивали и через несколько лет в год выпускали уже тысячи единиц техники.

Первая собственная модель


К ее разработке приступили в начале 60-х годов. Требовалось, чтобы новый автобус обладал большей мощностью и был вместительнее предшественника. Новую, 677-ю модель, представленную в 1963-м, с 1967-го некоторое время выпускали параллельно с ЛиАЗ-158, чтобы устранить недоделки. С 1971-го стартовало широкомасштабное производство ЛиАЗ-677 и автобусы начали распределять по всей стране.

Этот автобус был знаком каждому жителю более-менее крупного советского города. Фото: YouTube.com

В 1978-м машина прошла модернизацию и получила в заводском индексе приставку «М». Основные эксплуатационные данные, для сравнения с ЛиАЗ-158:

✅ мощность силового агрегата – 175 «лошадей» при объеме 7 л
✅ tốc độ - lên đến 70 km / h
✅ расход топлива на 100 км – 35 л
✅ пассажировместимость (сидячие места) – 110 (25) человек

Из технических особенностей можно отметить гидроусилитель руля и передовое для того времени решение – автоматическую коробку. ЛиАЗ-677 – первый в стране автобус оборудованный АКПП. К тому же машина стала «долгожителем» и выпускалась до 1994-го года! Но это только официально, на заводе. В авторемонтных мастерских модель собирали до 2002-го. За все время с конвейера сошло 194 тыс. экземпляров.

ЛиАЗ-5256


История создания модели довольно извилиста и начинается в 80-е годы. Тогда в рамках СЭВ было решено создать целое семейство автобусов специально для соцлагеря. Со стороны СССР проектом занималось Союзное КБ, расположенное во Львове. К процессу также был привлечен несомненный «авторитет» в данной области – венгерская компания «Икарус». Прототип, названные «Мир 11-630» (первая цифра – длина, вторая – высота пола), представили в 1974-м году.

ЛиАЗ-5256 – попытка стран СЭВ сделать «интернациональный» автобус. Фото: YouTube.com

Модель была прогрессивной, передовой: имела ровный пол, мощный силовой агрегат (ЯМЗ-740, устанавливаемый на камский грузовик), коробку-автомат, пневматическую подвеску. Загнутое лобовое стекло сделали из четырех составляющих. Однако с серийным выпуском не спешили, как это было принято в СССР. Сначала долго решали, где производить, остановились на Ликинском заводе. Здесь новинке присвоили более привычный индекс ЛиАЗ-5256.

На заводе автобус упростили, поставив свою оптику и некоторые другие элементы. Фото: YouTube.com

Подготовка к конвейерному производству затянулась на 5 лет: завод устраивали «луноходы» и обновлять модель не торопились.

Первая серия ЛиАЗ-5256 покинула заводские цеха только в 1985-м, крупномасштабное производство началось в следующем году. Автобус имел хорошие перспективы и мог стать самым массовым в стране. Но увы! В 1991-м году начались известные события и финансирование производства фактически прекратилось.

Внутри модель была куда комфортнее своей предшественницы. Фото: YouTube.com

Автобус под своими названиями выпускали и другие предприятия. В Венгрии он был известен, как «Икарус-415», В Беларуси это «Неман-5201», выпускавшийся в 1992-2003 годах. Под своими индексами автобус делал НефАЗ и ГолАЗ.

Едва избежав банкротства, ЛиАЗ в 2000-м вошел в группу «Русские автобусы» и выпуск модели 5256 продолжился. Помимо базовой версии создавалось множество (более сотни) модификаций: мобильные таможенные посты, экскурсионные машины, столовые и т. д. Попутно на заводе устанавливалось современное оборудование: например, по антикоррозийной обработке, покраске катафорезным методом, сушке. Всего предприятие выпустило 25 тыс. экземпляров.

ЛиАЗ-6212


Проектирование сочлененной машины стартовала еще в 90-е: изначально модель носила название ЛиАЗ-6220 и СВАРЗ-6240. В серию новинка пошла в 2003-м. Машину оснастили 300-сильным дизельным агрегатом Caterpillar-3126. Несмотря на внушительные габариты, сидячих мест в автобусе – 33, зато стоячих – 178.

Один из вариантов – сочлененный ЛиАЗ-6213.20 Фото: YouTube.com

Было произведено несколько модификаций, отличавшихся в основном устанавливаемым двигателем и коробкой. Кроме Caterpillar-3126, это мог быть КамАЗ-740.53-290, Cummins-ISLe310.41 либо Cummins-CGe280.30. Версия ЛиАЗ-6212.01 отличается 31-м сидячим местом, иным расположением органов управления и другими поручнями.

ЛиАЗ-5292


Выпуск модели стартовал в 2007-мгоду, когда завод вошел в «Группу ГАЗ». Машина получила двигатель САТ-3116, антивандальные сиденья с тканевой обивкой.

Здесь на передке пока еще старый шильдик. Фото: YouTube.com

Предшественника тоже не забыли: стали производить его полунизкопольную версию – ЛиАЗ-5293. На многие машины устанавливали газовое оборудование.

ЛиАЗ-4292


До 2014-го года с конвейера завода не сошла ни одна модель среднего класса. Пробел необходимо было ликвидировать: первые экземпляры новинки показали летом 2015-го. Испытания выявили недостатки, которые быстро устранили и запустили модель в серию.

Очевидно: над дизайном хорошо поработали. А шильдик уже от ГАЗ. Фото: YouTube.com

С 2015-го года весь транспорт, выпускаемый предприятием, стал носить шильдик «ГАЗ».

Новый автобус отвечал практически всем требованиям. У машины – низкий пол, предусмотрена посадка/высадка маломобильных пассажиров, имеется система «книлинг» (наклон автобуса на 7 ° для удобства входа/выхода). Подвеска –электронная: в случае необходимости кузов автобуса может опуститься или приподняться. Модифицированная версия 4292.60 оснащается двигателем ЯМЗ-53403 и коробкой ZF Ecolife 6 AP 1000 B.

Эра электробусов


Первая машина на аккумуляторах – ЛиАЗ-6274 была разработана еще в 2012-м году. Однако после обкатки в столице автобус отправили на завод для устранения недоработок. Вернулись к проекту в 2018-м. Машина сделана по заказу «Мосгортранса», вмещает 85 пассажиров, имеет 30 сидячих мест.

Электробусы пока эксплуатируют в столице и Тюмени. Фото: YouTube.com

На машине установлен асинхронный двигатель, являющийся частью электропортального моста ZF AVE-130. Питание осуществляется от литиевых батарей, которые можно заряжать в ультра-режиме: за 4 или 18 минут. Предусмотрено и постепенное восполнение емкости батарей за 4-6 ч ночью. Аккумуляторы – модульные, что дает возможность «подогнать» систему питания под маршрут конкретной протяженности.

Tóm tắt thông tin


Длина конвейерной линии Ликинского завода составляет 3 км! Предприятие успешно функционирует, выпуская новые и модернизируя произведенные ранее модели. В перспективе – разработка трехсекционной машины и автобуса на электричестве с динамической подзарядкой.

tác giả:

Ảnh sử dụng: https://youtube.com

А вы что думаете о ЛиАЗ?

Bỏ phiếu!

Chúng tôi đang trong Chúng tôi đang ở Yandex Zen
LiAZ-677 là một trong những xe buýt thành phố phổ biến nhất ở Liên Xô và NgaXe buýt thành phố LiAZ-5256 - mẫu xe này chỉ được ngừng sản xuất vào năm 2021

"Moskvich" đi đến chu kỳ đầy đủ

"Moskvich" đi đến chu kỳ đầy đủ

Đây là một kết quả tuyệt vời, và quan trọng nhất, không phải là kết quả cuối cùng. Đọc thêm về mọi thứ trong tài liệu của chúng tôi....
  • 499