.d-md-none .d-lg-block bibimot

Biplanes - sự khởi đầu và hiện tại

Biplanes - sự khởi đầu và hiện tại
Задача первых летчиков заключалась в том, чтобы как можно дольше продержаться в воздухе или преодолеть большее расстояние. Но как это сделать? Двигатели на заре самолетостроения были еще слишком слабыми и поэтому огромное внимание уделялось аэродинамике. Чтобы увеличить подъемную силу, нужно было расширить площадь крыла. Но делать это до бесконечности невозможно: конструкция станет гнуться и просто разрушится. Тогда пошли другим путем – стали над одним крылом надстраивать другое.


Так и появился биплан. Идею пытались «развить», установив друг над другом не 2, а 3 и даже 4 крыла. Но это опять-таки усложняло конструкцию и делало ее ненадежной.

Бипланы – начало и современностьИтальянский триплан бомбардировщик Капрони Са.4. Фото: YouTube.com


В результате в 10-20-х годах ХХ века в авиации господствовало два типа аэропланов: моно- и бипланы. И те и другие имели свои плюсы, минусы. Какие?

Преимущества и недостатки бипланов


Главное достоинство заключалось в большой площади крыльев. Но здесь были свои нюансы. С первого взгляда кажется, что подъемная сила самолетов с двумя крыльями должна быть соответственно, в 2 раза сильнее. Но на практике это не так: обе плоскости находятся в одном по плотности атмосферном слое и поэтому «мешают» друг другу. В итоге по сравнению с монопланом подъемная сила увеличивается только на 20 %. Есть и иные преимущества:

✅ потребность в меньшей по длине взлетно-посадочной полосе
✅ лучшая маневренность
✅ хорошая устойчивость (уход в штопор случался редко)
✅ большая грузоподъемность

Главный минус заключается в сильном лобовом сопротивлении. Это снижает способность самолета к развитию высокой скорости и увеличивает расход горючего. За рубежом с плюсами и минусами бипланов разобрались уже к середине 30-х и постепенно сокращали их производство. Однако в СССР продолжались попытки модернизации двухкрылых машин посредством установки более мощных двигателей и даже совершенствованием конструкции. Например, создали самолет (единственный в мире) монобиплан. У него после взлета нижнее крыло складывалось, а при посадке распрямлялось. Но в серию такая машина не пошла.

Бипланы на войне


Изначально стали использовать аппараты с толкающим винтом («Вуазены»). Самолеты выполняли в основном разведывательную функцию. Однако с началом Первой мировой войны французы издали даже специальный закон, запрещающий применять аэропланы с толкающим винтом в военных целях.

Самолет с толкающим винтом в Первую мировую использовали мало. Фото: YouTube.com


Причина была банальна: летчик в такой машине не мог отстреливаться от атакующего сзади самолета противника и становился легкой его добычей. Лидирующие позиции в авиастроении в то время занимала Германия. Немцы дальновидно придавали самолетам большое значение: разрабатывали новые модели, делали двигатели и т. д.

Немецкие военные самолеты были одними из лучших. Фото: YouTube.com


Россия тоже не отставала, хотя «своих» самолетов было мало, и то на английских двигателях. В основном использовались машины из Франции. Хотя и были выдающиеся исключения, как, например, биплан «Илья Муромец». Огромная по тем временам машина (в ней даже была душевая комната!), удачная в плане конструкции, оказалась малопригодной к ведению боевых действий: самолет был маломаневренным и быстро становился добычей вражеских истребителей, если летал без «охраны».

Российский «Илья Муромец» – самый большой по тем временам самолет. Фото: YouTube.com


В качестве пассажирского лайнера, «Илья Муромец», бесспорно занял бы лидирующие позиции в мире, если бы не война, а затем революция.

Liên Xô


В Советском Союзе успехи в самолетостроении были не столь масштабными, как в той же Германии, но хороших результатов советские конструкторы все же добивались. Одним из примеров может служить биплан У-2 («учебный второй»), также известный по второму названию, как По-2. В аббревиатуре заложена фамилия конструктора – Поликарпова. Самолет поднялся в воздух еще в 1927 году и сразу стал объектом внимания военных: для взлета ему было достаточно 15 м. Машина идеально в то время подходила для проведения разведки с аэрофотосъемками, вывоза больных, раненых и даже бомбометания. По-2 успешно использовался в Отечественную войну: благодаря хорошей маневренности, возможности полета на чрезмерно малой высоте, медленной скорости, немецким истребителям было очень сложно «сесть на хвост» разведчику.

Неприхотливый По-2 взлетал с любых площадок. Фото: YouTube.com


В качестве учебного самолет использовался до конца 50-х годов. На нем будущие летчики отрабатывали приемы пилотажа, взлет, посадку.

Говоря о войне, нельзя не упомянуть и еще одного труженика с двумя крыльями – биплан истребитель И-15 (позже И-153), прозванный за характерный изгиб плоскостей «Чайкой». Самолет использовался в сражениях с финнами в 1940-м, потом на фронтах Великой Отечественной.

И-153 отличался по характерному изгибу крыльев – как у чайки. Фото: YouTube.com


Однако модель к тому времени явно устарела и могла превосходить противника разве что в маневренности, уступая по другим показателям. К 1945 году «Чайка», и так редко использовавшаяся, перестала участвовать в боевых действиях.

An-2


Это легендарный, без всякой натяжки, советский биплан, заслуженно занесенный в Книгу рекордов Гиннесса, как самый многочисленный серийный самолет (18 тыс. штук), выпускавшийся длительное время (с 1947 года). До 1963 года машина выпускалась в СССР, потом лицензию передали полякам и китайцам. По некоторым данным машина до сих пор выпускается в КНР на заводе Шицзячжуан под названием «Юншучжи-5» (сначала был «Фонг Шу-2»).

Биплан Ан-3 в Антарктиде. Фото: YouTube.com


Самолет получился настолько удачным, что не подвергался модернизации вплоть до 80-х, когда взлетел первый Ан-3, так и не заменивший «кукурузника». Ан-2 использовался и в военных целях: стоял на вооружении (а кое-где применяется и сегодня) 28-ми стран мира: в Африке, Европе, Азии. Его последователь Ан-3 побывал в Антарктиде.

Современные бипланы


Несмотря на хорошую маневренность, самолеты с парой крыльев не использовались в спортивных целях. Тем не менее такие машины строили и порой получались довольно удачные конструкции, как, например, американский Acro Sport, впервые поднявшийся в небо в 1972 году.

Если убрать компьютерные планшеты, в кабине Acro Sport все, как в 70-е. Фото: YouTube.com


Изначально был выпущен одноместный самолет, однако после успешных продаж через шесть лет он стал рассчитываться на двух человек. Технические данные машины:

✅ sải cánh - 6,6 m
✅ cân nặng - 397 kg
✅ силовая установка – четырехцилиндровый двигатель Lycoming O-360, развивающий 180 «лошадей»
✅ tốc độ tối đa - 245 km/h
✅ phạm vi bay - 692 km
✅ trần - 6096 m

Биплан настолько прост по конструкции, что даже предлагался в разобранном виде для самостоятельной сборки, а это уменьшало его стоимость и способствовало популярности. Самолет эксплуатируется и сегодня: в основном в США и Канаде.

Есть ли перспективы у бипланов?


В 2011 году в РФ поднялась в воздух модернизированная версия «кукурузника» Ан-2МС (ТВС-2МС). Его показ на Международной выставке МАКС-2013 вызвал большой интерес: биплан взлетал чуть ли не с места, а для посадки ему требовалось не более 20 м. При этом самолет летал почти бесшумно и практически зависал в воздухе. Более того: при встречном ветре в 30-40 км/ч биплан и вовсе способен лететь хвостом вперед. Казалось бы, есть все необходимое для модернизации парка устаревших АН-2, если бы не «ложка дегтя»: используемый на усовершенствованном «кукурузнике» двигатель Garrett TPE 331-12 выпускается в США, как и 5-лопастной винт HC-B5MP-5CLX/LM 11692МХ.

ТВС-2МС нужен российскому Северу и сегодня. Фото: YouTube.com


Да, есть множество идей, например, электрического биплана. Энтузиасты-одиночки собирают самостоятельно летательные аппараты с парой крыльев. Существует много действующих моделей, макетов. Однако факт – вещь упрямая: официально выпуск АН-3 из-за высокой стоимости (1,3 млн. долларов и выше) прекращен в 2009 году. О новых разработках бипланов ничего неизвестно.

tác giả:

Ảnh sử dụng: https://youtube.com

А вы что думаете о бипланах?

Bỏ phiếu!

Chúng tôi đang trong Chúng tôi đang ở Yandex Zen
Cách lắp ráp một chiếc xe đạp đường trường hiện đại dựa trên Đường cao tốc KhVZ Start không tốn kémSubaru WRX STI - tính năng sở hữu ở Nga

Simca 1200S làm mẫu cho Skoda 110 R

Simca 1200S làm mẫu cho Skoda 110 R

Simca 1200S tiếp tục lịch sử của công ty trong lĩnh vực xe coupe thể thao. Không ngờ chiếc xe đặc biệt này lại trở thành nguyên mẫu của chiếc Skoda 110 R nổi tiếng....
  • 235