Tính năng kết cấu
В техническом отношении это довольно примечательный самолет. Так, для компании Cessna это в принципе первый суперсредний бизнес-джет в линейке. Для его строительства была использована инновационная конструктивно-силовая схема с крылом, взятым от машины Model 680 Sovereign.
Самолет получил крестообразное хвостовое оперение. Для производства фюзеляжа использовался преимущественно легкий алюминиевый сплав, причем он является единым целым с крылом. Этим удалось добиться не только большей прочности, но и оптимальных летных характеристик машины.
Cessna Citation Latitude в естественной сфере обитания. Фото: youtube.com
Кроме просторного салона самолет получил вместительное багажное отделение, в котором можно перевозить спортивную экипировку, различный багаж, инвентарь, чемоданы, что душе вздумается. В интерьере реализована система частичной рециркуляции воздуха – еще один плюс этой модели.
Двигатели
В воздух эта машина взмывает за счет двух турбовентиляторных двигателей Pratt & Whitney Canada PW300. Каждый и них формирует тягу в 26,28 кН на взлете и до 5,907 кН при полете на крейсерской скорости на эшелоне 12200 м. Топливо – авиационный керосин типа JP-1, JP-4, JP-5 либо CWP-204.
Xe taxi
В распоряжении пилотов самолета Cessna Citation Latitude современная авионика Garmin G5000. На сегодняшний день она считается одним из лучших решений для авиатехники подобного уровня. В числе опций – ассистенты, помогающие управлять машиной в неблагоприятных погодных условиях.
Thông số cơ bản
Своими габаритными размерами самолет характеризуется как суперсредний бизнес-джет, но при этом демонстрирует отличную маневренность легкой машины. Длина фюзеляжа равняется 18,97 м, высота – 6,38 м, а ширина вместе с размахом крыльев – 22,05 мм. Вот еще несколько параметров:
✅ вес пустой машины – 8462 кг
✅ предельный взлетный вес – 13971 кг
✅ tải trọng - 1154 kg
✅ tốc độ tối đa - 826 km / h
✅ tốc độ hành trình - 682 km / h
✅ phạm vi bay - 5000 km
✅ практический потолок – 13716 м
✅ скороподъемность – 11,75 м/с
Надо ответить, что дальность полета в 5000 км актуальна только в случае, если на борту находятся всего 4 пассажира из 9 возможных. Членов экипажа всего два – пилот и его помощник. Как правило, бортпроводники на таких самолетах не встречаются, но ничего не мешает взять работников на борт.
Trang trí nội thất
Высота салона – 1,83 метра, благодаря чему большая часть пассажиров могут передвигаться внутри в полный рост. По крайней мере, по центральному проходу, так как прямо над сиденьями верхняя часть немного сужается. Как и у конкурента в лице Embraer Legacy 450, у Citation Latitude полностью ровный пол без углублений между рядами. Ширина фюзеляжа же одна из самых больших в классе.
Интерьер бизнес-джета выполнен в минималистичном стиле, в котором сделан акцент на светлую отделку, функциональность и практичность. Нет никаких излишеств и декоративных элементов, все детали действительно на своих местах и приносят пусть и минимальную, но пользу для пассажиров.
С комфортом можно разместить только 6 человек, остальным придется ютиться на диване. Фото: youtube.com
К слову, о людях. Самолет Cessna Citation Latitude может взять на борт до 9 человек, если говорить о самой вместительной модификации. Впрочем, при дальних полетах обычно используются только 6 кресел для пассажиров, так как именно столько сидений адаптированы для комфортной посадки.
В передней секции салона расположился двухместный диван, на котором два человека вполне себе могут скоротать время во время непродолжительного перелета. В этой же зоне интерьера нетрудно отыскать подставки. На них можно ставить смартфоны, планшеты, ноутбуки, иную мелкую технику.
Один из возможных вариантов оформления салона. Фото: youtube.com
На материалах отделки производитель не экономил, и это видно. Кожаная обивка, обилие деталей из дорогой натуральной древесины, недешевые ткани. Да, есть пластиковые элементы, однако их не так много, да и материал гораздо качественнее, чем дешевый и чрезмерно «пахучий» его аналог.
На каждом из десяти иллюминаторов в салоне установлено по две шторки. Они обеспечивают два уровня светопроницаемости и позволяют как прикрыть, так и полностью перекрыть доступ света.
Под потолком и в районе основания каждого кресла установлены яркие светодиоды. Включены они не только в темное время сток, но и днем, за счет чего визуально делают интерьер более крупным.
Tính năng của hoạt động
Для взлета самолету нужна взлетная полоса длиной всего 1091 м. Для посадки и того меньше – это 756 м. Благодаря этому модели Cessna Citation Latitude открыто подавляющее большинство малых и средних аэропортов. У машины в том числе имеется сертификат для посадки по крутой глиссаде.
Наиболее частый сценарий использования бизнес-джета – перелеты длительностью от 2 до 3 часов на скорости в среднем 740 км/ч. Большая часть полетов укладываются в диапазон расстояний от 3200 до 3800 км. Для этих значений длительность перелета составит от 5 до 6 часов соответственно.
Статистика показывает, что в первый час после взлета Cessna Citation Latitude расходует порядка 1130 кг топлива, тогда как в последующие часы (уже на эшелоне) потребление снижается до 860 кг.
Где и кем эксплуатируется?
Бизнес-джет Cessna Citation Latitude получил сертификат FAA 5 июня 2015 года, и уже через полтора месяца после этого начались его поставки первым заказчикам. Уже к концу первого года выпуска в мире эксплуатировалось 15 экземпляров. По состоянию на май 2018 года их число превысило 120.
Один из двух турбовентиляторных двигателей. Фото: youtube.com
Наибольшее число эксплуатантов самолета зарегистрировано на территории США. Из упомянутого выше количества на конец 2018 года 129 бизнес-джетов базировалось именно в Америке. В числе стран, где встречается эта модель, есть Мексика, Китай, Франция, Турция, Филиппины, Швейцария.
В основном самолеты Cessna Citation Latitude эксплуатируются корпорациями среднего размера – не более 200-300 часов налета ежегодно. Однако есть и крупные компании. Например, оператор NetJets на конец 2018 года владела 44 самолетами в США и еще 10 использовала в странах Европы.
Такой самолет можно арендовать в среднем за 4500 USD за час полета. Фото: youtube.com
Некоторые экземпляры используются отнюдь не для обслуживания бизнесменов и обеспеченных господ. Есть, например, машины, переоборудованные под самолеты скорой медицинской помощи.
Сколько же это стоит?
На момент разработки самолета в 2011 году была заявлена стоимость в размере 14,9 млн долларов США или 1,376 млрд рублей по текущему курсу. Само собой, инфляция никого не щадит, и в конце 2023 года новый экземпляр обошелся бы покупателю не дешевле 19,75 млн долларов США. В наших деньгах это 1,824 млрд рублей по текущему курсу валют. Действительно астрономическая сумма.
Иногда в Сети встречаются редкие объявления о продаже бывших в употреблении экземпляров Cessna Citation Latitude. В среднем за машину 2015 года выпуска просят в районе 14 млн долларов. Это пусть и не сильно, но все же отличается от цены нового самолета – он выпускается до сих пор.